Классный руководитель - это школьный педагог, который организует жизнь детей в пределах класса и школы, обеспечивает взаимное понимание между учениками, учителями и родителями в ходе получения образования.
Характеристика современного классного руководителя
Когда человек решает посвятить свою жизнь работе в качестве школьного педагога, а затем и классного руководителя, он должен понимать, что эта работа является очень трудной и сложной. Однако при этом, такая работа является интересной и дает огромную отдачу.
Современный классный руководителя должен обладать определенными умениям. Он должен уметь организовывать, анализировать, сотрудничать, прогнозировать, контролировать действия своих учеников.
Современный классный руководитель отличается тем, что он не только применяет уже устоявшиеся методы работы, но и добавляет в свою практическую деятельность новые способы взаимодействия с учениками.
При этом семья всегда являлась и является одним из главных институтов современного социума. Современный классный руководитель должен уметь налаживать контакт с семьей каждого ребенка, чтобы поддерживать интересы последнего. Он сотрудничает с родителями для обеспечения их участи в процессе воспитания ребенка, что помогает создать хорошую обстановку в семье, а также обеспечить ребенку эмоциональный и психологический комфорт как в школе, так и дома.
Современный педагог в понимании родителей учеников
В понимании родителей современный педагог должен обладать качествами ответственности, внимательности, доброты, справедливости, выдержанности, тактичности. Он должен обладать авторитетом в коллективе школы, быть понимающим, неравнодушным. Важно также, чтобы он мог найти к каждому конкретному ребенку совой особенный подход.
Большинство родителей считают, что классному руководителю должны быть присущи такие черты как:
- требовательность и строгость, но не злость;
- терпеливость и выносливость;
- сильный характер;
- дружелюбность к детям;
- доброта, заключающаяся в отзывчивости, не повышении на детей голоса, справедливость при выставлении оценок;
- любовь к детям;
- молодость и наличие чувства юмора;
- быть хорошим психологом и понимать, что беспокоит детей;
- быть примером для учеников.
Опрос родителей, проведенный журналистами, показал какими качествами должен обладать современный классный руководитель, с их точки зрения:
- психологические и педагогические способности;
- обладать любовью к детям;
- быть контактным;
- иметь хорошее состояние физического и психического здоровья;
- обладать задатками лидера.
Также родители ответили на вопросы о том, какие действия не обязан совершать современный классный руководитель:
- посещать дома учеников;
- проводить различные дополнительные занятия;
- следить за здоровьем всех учеников;
- оказывать помощь в обучении каждому ученику отдельно.
На родительских собраниях родители рекомендовали бы уделять время таким вопросам, как отношения детей в классе, успеваемость учеников, действия учителей в отношении учеников и наоборот, поведение детей во время занятий, а также вопросы школьных программ и их содержания.
Проблемы современных классных руководителей
Предлагается рассмотреть трудности, с которыми приходится столкнуться многим российским современным классным руководителям в ходе своей педагогической работы в школе.
Недостаточность знаний. Как правило, примерив на себя роль классного руководителя, педагог сталкивается с недостатком знаний в области детской психологии. Помимо этого, зачастую пробел присутствует в отсутствии информации и опыта в новых технологиях педагогической работы. Часто речь идет о малом количестве знаний в сфере компьютерных инноваций.
Трудности в коммуникациях. Часто классным руководителям тяжело дается налаживание общения с учениками и их родителями. Прежде всего, речь идет о трудных семьях, когда у ребенка присутствует большое количество проблем в семье, и школа для него отходит на второй план. Руководители говорят о том, что несмотря на налаживание контакта с такими детьми, повлиять на образ жизни в семье в целом, они не способны. Отчасти сложности в общении с родителями возникают у классных руководителей и из-за появления время от времени большого количества отрицательной информации о школах в средствах массовой информации. В этой связи родители часто посещают школу с заранее предвзятым отношением, не имея представления о работе данного конкретного учебного заведения.
Большая нагрузка и отсутствие свободного времени. Помимо должности классного руководителя, педагог исполняет еще обязанности школьного учителя, а значит он должен проверять задания, заполнять дневники, составлять планы уроков, выставлять оценки, работать с журналом, писать сценарии, оформлять документы, составлять характеристики и прочее. К этому прибавляются обязанности по организации повседневных дел (дежурства, питания, классные часы и др.), взаимодействие с родителями учеников (проведение собраний, совещаний), общение с другими учителями, директором, психологом. Это все может отнимать даже больше времени, нежели обучение и работа с учениками. Классным руководителям приходит большое количество указаний и новой информации, подлежащей немедленному изучению. Минусом является то, что учитель посвящает детям намного меньше времени, чем мог бы, не занимаясь таким огромным количеством бумажной работы, отчетами, статистикой и анализом.
Трудности с финансами. В данном случае речь идет даже не о низкооплачиваемой работе педагогов, а о том, что зачастую возникают проблемы с тем, чтобы, к примеру, организовать для детей экскурсионный автобус, получить материальное обеспечение для покупки грамот, дипломов и призов за участие в конкурсах, и другие подобные ситуации.
Отсутствие должной квалифицированной поддержки. Иногда классным руководителям приходится полагаться только на свои способности, не найдя поддержки от кого-либо. Радует, что в большинстве случаев учителя все же получают помощь от коллег, психологов, администрации школы и родителей учеников.