Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся изучением закономерностей и перспектив социального воспитания, обучения и развития человека на протяжении всей его жизни, в разнообразных социальных условиях.
Понятие и объект социальной педагогики
Для понимания объекта и предмета социальной педагогики, в первую очередь необходимо рассмотреть ее понятие и содержание.
Согласно взглядам ученых существует три основные точки зрения на социальную педагогику:
- Социальная педагогика – это не самостоятельная наука, а междисциплинарная область человеческого знания. То есть, согласно данного подхода, у социальной педагогики нет собственной теоретической основы, как области отражения педагогических явлений. Объекты (социальное обучение и воспитание) представлены исключительно в рамках педагогики.
- Социальная педагогика – это прикладная дисциплина, являющаяся областью социальной практики и социальной работы. Согласно данному подходу функции социальной педагогики заключается в опосредованном использовании знаний, которые были ею позаимствованы, из других наук и адаптированы под решение задач социального воспитания и обучения.
- Социальная педагогика – это относительно самостоятельная наука и дисциплина, являющаяся одним из основных средств социально-педагогического образования. Согласно данной теории, социальная педагогика имеет собственный объект и предмет изучения.
В настоящее время общепризнанной является третья точка зрения.
Объектом социальной педагогики выступает процесс социального воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизнедеятельности и социализации в обществе.
Большое значение в объяснении объекта социальной педагогики занимает социум и его педагогический потенциал, который является одним из основных средств социального воспитания и обучения детей и взрослых.
Современные педагоги-ученые отдают приоритет образованию подрастающего поколения, вкладывая в него смысл целенаправленного педагогического процесса социального воспитания и обучения, согласно интересам людей, общества и государства.
Предмет социальной педагогики
Под предметом социальной педагогики понимают социально-педагогический процесс, включающий в себя социальное воспитание, обучение и развитие, и возникающий в результате взаимодействия человека с социумом и окружающей его действительностью.
В качестве примере, можно рассмотреть такие ситуации: так, экономист, занимается исследованием уровня реальных возможностей «трудовых ресурсов» населения, изучает процесс их подготовки системой образования и вычисляет затраты на их полноценную подготовку.Социолог же, занимается исследованием готовности системы образования, осуществляет качественную социальную адаптацию подрастающего поколения, согласно современному НТП и социальным преобразованиям в обществе.
Задача социального педагога, исходя из предмета социальной педагогики, состоит в изучении педагогических возможностей социума в становлении и развитии личности, а также осуществлении поиска путей эффективного влияния социума на качественные изменения личности.
Таким образом, в качестве предмета социальной педагогики можно считать социальное воспитание, социальное обучение и социальное развитие как единый социально-педагогический процесс, организованный и целенаправленно реализуемый в социуме посредством семьи, специальных социальных институтов, социальных отношениях и т.д., направленный на полноценную и продуктивную социализацию личности.
Задачи социальной педагогики
Изучение задач социальной педагогики, имеет большое значение для понимания ее предмета.
Содержание социальной педагогики включает в себя: закономерности, сущность, тенденции, перспективы и принципы развития педагогического процесса в результате воздействия на него социума.
Основная цель социальной педагогики заключается в разработке теории и технологии организации социально-педагогического процесса, создание современных и актуальных методов, средств, приемов и форм его реализации.
Таким образом, социальная педагогика направлена на изучение закономерностей социального воспитания, обучения и развития человека на всех этапах его жизнедеятельности и взаимодействия с социумом. Исходя из предмета социальной педагогики, определяется практическая сфера ее применения и основные задачи:
- Обеспечение гармоничного взаимодействия индивида и социума.
- Исследование воспитательных и образовательных возможностей социума и самой личности в интересах ее продуктивной социализации.
- Изучение методов и форм эффективной реализации педагогического потенциала социума и его влияние на социализацию личности во всех этапах ее становления и развития.
- Исследование методов и форм совершенствования педагогического потенциала социума, с целью повышения эффективности его возможностей.
- Изучение педагогического влияния на социальные отношения, в процессе развития и социализации человека.
- Выделение и описание социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий ее эффективной реализации в рамках современного социума.
- Развитие теории и практики социально-педагогической деятельности, как одного из важнейших средств реализации потенциала социальной педагогики.
- Изменение и адаптация педагогических возможностей социума, с целью создания эффективных условий социализации человека и становления его конкурентоспособности в обществе как личности.
- Установление продуктивных связей с другими областями знаний о человеке, реализация их научного потенциала в разнообразных сферах современного общества.
- Разработка необходимого социально-педагогического инструментария, направленного на выявления проблем социализации среди детей и взрослых, и оказание им необходимой социальной помощи на всех этапах их жизнедеятельности.