Сущность и назначение подвижных игр
Подвижная игра – это разновидность игровой деятельности, реализуемая в динамичной форме, требующая проявления двигательной активности и выполнения разнообразных движений.
Подвижные игры используются в качестве важного воспитательного средства. Они способствуют физическому развитию ребенка, формируют его нравственные качества, развивают интеллект, развивают эстетические качества.
В процессе подвижной игры ребенок, как бы, готовится к жизни. Он совершает определенные физические усилия, применяет интеллект, учится мыслить и принимать скорые решения. Подвижная игра побуждает ребенка к действию. Она является мотивирующим средством: в игровом действии происходит формирование познавательной активности, развивается стремление к выполнению различных действий и происходит развитие интереса к усвоению нравственных норм и правил социального поведения.
Подвижная игра относится к важнейшим средствам воспитания и развития ребенка. Она помогает в привитии ребенку нравственных ориентиров и культурных норм. Нравственное воспитание ребенка в игровой деятельности реализуется посредством:
- Подчинения игровым правилам;
- Совместной деятельности в ходе игры;
- Формирования коллективных взаимоотношений в ходе игрового действия;
- Занимания детьми равноправного положения в игровом процессе;
- Формирования и укрепления эмоциональных связей в игровом процессе;
- Оказания взаимопомощи и поддержки;
- Развития осознания своей роли в достижении общего успеха.
Таким образом, подвижная игра оказывает важное влияние на нравственное развитие ребенка. Она способствует формированию положительных качеств дошкольника, помогает в усвоении им основ социального поведения, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок готовится к новому этапу своей жизнедеятельности и его поведение должно отвечать требованиям школы и моральным принципам общества.
В игровой деятельности происходит воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста, причем таких, которые в реальной жизни ребенок еще не испытывал и не имеет опыта их применения. Дети могут гордиться собой и своими товарищами, поступками, которые были совершены во имя доброй цели. Так развиваются патриотические качества, формируются нравственные основы зрелой личности.
В ходе подвижной игры ребенок испытывает искренние переживания. Они активизируют эмоциональную сторону личности, закладывая основы морального поведения в реальном мире.
Рисунок 1. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами подвижной игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе подвижной игры происходит развитие нравственной активности ребенка в разных ее выражениях. Это реализуется за счет следующих компонентов подвижной игры:
- Наличие коллективного игрового действия – в игре происходит организация совместного действия;
- Игровое действие строится на отзывчивости, доброжелательности, чуткости, справедливости, отзывчивости;
- Наличие общих интересов и потребностей, стремлений и желаний участников игры. Они воспитывают навыки установления положительных социальных контактов;
- Игровой сюжет является нравственно-значимым и социально полезным;
- Разнообразные по сложности и доступности исполнения игровые двигательные операции, разный темп их выполнения, скорость игрового процесса воздействуют на развитие навыков восприятия, умения принимать быстрые решения, нестандартные решения;
- Подвижная игра оказывает комплексное влияние на моторные функции организма, психические процессы, физические, нравственные и эстетические свойства личности ребенка;
- Наличие трудностей, которые требуется преодолеть. Это развивает волевые качества, формирует навыки анализирования текущей ситуации, умение ориентироваться в пространстве и во времени, принимать оптимальное решение, проявлять инициативу и самостоятельность, настойчивость, упорство;
- В игре имеется компонент разногласия. Он необходим для того, чтобы обучить ребенка идти на компромисс, преодолевать конфликтные ситуации и разрешать их.
- Итоги игры содержат воспитательный компонент – либо эмоционально положительный, либо эмоционально отрицательный. Ребенок может достичь успеха в игре, тогда он будет чувствовать себя хорошо, гордиться собой, радоваться за свои успехи и успехи участников игры. Если в игре не удается достичь должного результата, то это, в свою очередь, воспитывает умение анализировать причины своего поражения, принимать неудачи и учиться на своих ошибках. Также, итоги игры формируют навыки проявления сдерживания, исключения высмеивания и критики неудач других. Каждый ребенок осознает, что не всегда его может ждать успех в том или ином деле.
Направления нравственного воспитания старших дошкольников посредством подвижных игр
Спецификой дошкольного обучения и воспитания ребенка является игровая направленность этих процессов. Игра выступает основным видом деятельности дошкольника, что объясняет игровую форму реализации различных направлений воспитания.
Нравственное воспитание старших дошкольников, зачастую, реализуется посредством подвижных игр. Оно происходит по следующим направлениям:
- Воспитание культуры поведения и основ гуманных социальных взаимоотношений. В ребенке происходит закладка начал гуманизма и гуманного социального взаимодействия. Дети учатся быть чуткими и добродушными, уважать мнение окружающих, делиться, проявлять терпимость по отношению к иным взглядам, мнению, направленности поведения, заботиться друг о друге, о нуждающихся и больных, уважать старших и чтить традиции своего народа.
- Воспитание коллективных качеств и навыков социального взаимодействия. Дети учатся сотрудничать, принимать совместные решения, действовать сообща, осознают значимость своих действий в достижении общей цели, создания общественно полезного продукта, проявлять толерантность, уважать культуру других народов, их обычаи и традиции.
- Воспитание трудолюбия. Подвижная игра показывает ребенку значимость и ценность труда. Происходит мотивация к трудовой деятельности, формируется интерес к труду и развивается желание трудиться и получать удовольствие от трудовой деятельности.
- Устранение стеснения, замкнутости, закрытости. В игре ребенок учится преодолевать свою робость, становится более открытым для других участников игры, раскрывает себя, демонстрирует свой внутренний мир.