Нравственное воспитание дошкольников – это специально организованная деятельность по развитию у детей нравственных чувств, представлений и ориентиров жизнедеятельности.
Нравственные качества личности, наиболее лучше поддаются формированию именно в младшем дошкольном возрасте. В этот возрастной период ребенок формирует представления об устройстве мира и своем месте в нем, учиться основам поведения и социального взаимодействия.
Направления нравственного развития младшего дошкольника
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов организма. Расширяются возможности ребенка: он может самостоятельно выполнять различные бытовые операции, осваивает навыки самообслуживания. Кроме того, происходит расширение его социальных контактов: ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, в котором он взаимодействует с новыми взрослыми, а также коллективом сверстников. Это требует акцентирования внимания на развитии основ социального взаимодействия, установлении положительных контактов.
Нравственное развитие младшего дошкольника реализуется по следующим направлениям:
- Формирование элементарных нравственных представлений. Они затрагивают основы поведения, его нормы, представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Воспитатель знакомит детей с разными ситуациями и поведением их участников, проводя анализ их нравственного смысла и значения.
- Формирование основ культуры поведения. Она требует освоение правил этикета, проявления вежливости и терпимости по отношению к другим людям. Здесь же, осваиваются основы культурного поведения в быту, в игровой и иных видах деятельности ребенка.
- Развитие основ самостоятельной деятельности. Они необходимы для формирования собственных взглядов и убеждений, выработке мировоззрения. Самостоятельность развивается во всем: начиная от самообслуживания и, заканчивая, выполнением различных образовательных и трудовых задач.
- Формирование нравственного взаимодействия со взрослыми. Детей учат уважать старших, слушать их, выполнять их указания, проявлять вежливость. Детям объясняется, что взрослый требует от ребенка выполнения чего-то ради его же блага, а не потому, что он авторитет и не считается с мнением ребенка.
- Активное развитие чувственной стороны личности. Детей учат проявлять свои чувства, адекватно их выражать. Формирующиеся чувства и эмоции должны проявляться в реальном действии. Иначе, их развитие бессмысленно.
- Придание гуманистической направленности поведению дошкольника. Происходит обучение установлению положительных социальных контактов, формирование привычки выполнения действий по нравственным принципам, развиваются навыки нравственного взаимодействия с окружающим миром и их преобладание в любом направлении деятельности.
Подражательность как основа нравственного развития младшего дошкольника
Воспитание нравственности детей трех летнего возраста реализуется на основании принципа подражания. Он означает, активную демонстрацию взрослым - педагогом и родителем, собственного нравственного поведения в различных ситуациях.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются отзывчивостью, чувственным восприятием поведения взрослого. Они используют подражание ему в качестве основы выстраивания своей линии поведения с окружающими, отношения к окружающему миру.
Нравственное воспитание дошкольников, основанное на их подражательности, реализуется посредством соблюдения педагогом и иным взрослым, находящимся рядом, следующих правил поведения:
- Создание условий для формирования положительного эмоционального состояния ребенка в разных ситуациях.
- Проявление отзывчивости по отношению к ребенку: в ответ на предложения и просьбы, выражение мнения и потребности, проявление сопереживания и милосердия.
- Похвала ребенка за различные достижения и хорошие поступки.
- Одобрение взрослым проявления ребенком доброго отношения к окружающим: оказание помощи, терпимость, уважение.
- Отрицательное отношение к грубости, агрессии, жадности детей. Взрослому необходимо выражать свое отношение в адекватных формах: показать огорчение, расстройство от подобного поведения ребенка.
- Оказание помощи ребенку в решении различных задач.
- Проявление уважения к индивидуальности ребенка.
- Оказание помощи в решении различных конфликтных ситуаций между детьми.
- Вежливые взаимоотношения с детьми, педагогами, родителями.
- Проявление радости в случаях успеха другого человека, совершения им достижения.
Организация образовательного процесса ДОУ, ориентированного на нравственное воспитание детей
Чтобы обеспечить эффективное нравственное развитие младшего дошкольника, необходимо создать для этого все необходимые условия.
Первоначально осуществляется формирование адекватной предметно-развивающей среды. Она должна быть наполнена теми компонентами, которые вызывают у младшего дошкольника положительные эмоции. Это могут быть разнообразные игрушки, живой уголок, театральный уголок, книжный уголок, творческое пространство и т.д.
Нравственное развитие ребенка реализуется в разных видах деятельности. Игровая деятельность наиболее лучше подходит для реализации нравственного воспитания. Игры помогают перенести различные сцены из реальной жизни в воображаемый мир и показать детям их нравственный смысл.
Наиболее актуально использование игр по сказкам. Ведь сказки, содержат огромный нравственный смысл. Дети познают разные поступки и их значимость. Сказки и их сцены обыгрываются с помощью кукол, игрушек. Наглядное представление способствует более устойчивому формированию нравственных понятий и представлений, моральных принципов поведения.
Главное, выбирать сказки, отвечающие возрастным особенностям развития дошкольников и их восприятию. Подходят такие сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса и заяц», «Гуси лебеди».
Элементы сказок, их сцены и герои применяются и на занятиях по речевому развитию младшего дошкольника, что придает им нравственную направленность.
Кроме того, нравственное развитие реализуется в форме бесед на различные темы: семья, ее ценности, друзья, природа и ее обитатели.
Организация живого уголка поможет сформировать основы взаимодействия детей с природой, развить любовь к живым существам и желание заботиться о них, что является важным аспектом нравственного развития личности.