Документы, закрепляющие требования к качеству образования
Независимая оценка качества образования – это процесс, в результате которого определяют степень соответствия измеряемых образовательных результатов, а также условий их обеспечения, эталону в виде общепринятой и зафиксированной в нормативных актах системы требований к качеству образования.
Независимая оценка качества образования – это процедура внешней оценки, с помощью которой может быть произведена оценка образовательной программы, образовательной организации, а также образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающей качество образования.
Требования к качеству образования закреплены в следующих документах:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности»;
- Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2015 года № 116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Цели независимой оценки качества образования и принципы ее проведения
Независимую систему оценки качества образования проводят с целями:
- повысить качество и доступность образовательных услуг, конкурентоспособность школы;
- обеспечить полную, актуальную, достоверную информацию потребителей, касающуюся качества работы;
- оказать содействие населению при выборе школы;
- формировать результаты оценки качества работы школы, а также рейтинга их деятельности;
- стимулировать повышение качества работы школы.
Современными учеными выделены следующие виды ключевых направлений оценивания:
- оценивание в классе, с целью получить информацию, чтобы помочь совершенствованию преподавателя;
- экзамены для наблюдения динамики прохождения ученика через образовательную среду;
- исследования, проводимые для мониторинга, предоставляющего информацию об общих уровнях результативности.
Также разнообразны формы независимой оценки качества образования представлены публичными отчетами на школьном сайте, рейтингом и мониторингом учебных достижений учеников по предметам, результатами ГИА выпускников, мониторингом уровня социализации и воспитанности учеников, оценкой динамики ГОУ.
С результатами независимой оценки качества образования можно ознакомиться на сайте МО и науки bus.gov.ru. Вся образовательная деятельность на сайте оценивается в баллах.
На этапе введения ФГОС и проведения образовательных реформ, качество рассматривают как главную характеристику образования, которой отражается его фактическое состояние и дальнейшие пути развития. Оценка качества образования выступает системой «обратной связи», помогающей оперативно им управлять. Сформировавшийся в наше время методический подход к оценке качества воплощает в себе социальный заказ и достижения педагогической науки.
Главный показатель качества образования – достижения и успехи учеников за конкретный промежуток времени.
Способы оценки качества позволяют:
- применять разноуровневую систему критериев, чтобы сравнить фактические результаты с нормативными требованиями;
- оценивать результаты образовательного процесса и устанавливать их возможные причины;
- представить результаты оценки в итоговых документах.
К наиболее важным принципам контроля качества образования относят:
- объективность;
- систематичность;
- наглядность.
В школе основной инструмент оценки качества образования представлен внешним и внутренним мониторингом.
Каждый субъект образовательной деятельности (ученик, учитель, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении высокого качества образования.
Оценивания качество образования, следует учитывать следующие положения:
- оценку качества нельзя сводить только к тестированию знаний учеников, несмотря на то, что это самый распространенный показатель;
- необходима комплексная оценка качества образования, с рассмотрением образовательной организации в каждом из направлений его деятельности.
Независимая оценка качества образования может быть достигнута с использованием следующих элементов:
- установленный стандарт;
- использование индикаторов, представленных измеряемыми величинами;
- установленные критерии;
- данные и оценка результатов;
- принятые соответствующие меры, оценка результатов, соответствующих стандартам.
На современном этапе ведущее место отводится описанию критериев оценки качества, которыми обеспечивается сравнение фактических результатов обучения и нормативных требований по любому предмету, зафиксированных в стандартах и программах.
Независимой оценки качества образования предусматривается создание серии комплектов контрольно-измерительных материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерной базы данных и специально подготовленных учителей-предметников, а также организация мониторинга по всем учебным дисциплинам.