Неуспеваемость – это несоответствие уровня подготовки ученика обязательным требованиям образовательного учреждения к усвоению им знаний, умений и навыков, а также к его познавательному и творческому развития.
Самооценка — это представление ребенка о значимости собственной личности и деятельности для окружающих людей, умение адекватно оценивать себя и свои качества, достоинства и недостатки.
Проблемы неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Как показывает практика, не все учащиеся имеют равные возможности в усвоении учебного материала, соответственно не все способны одинаково успешно осваивать учебную программу.
Проблема неуспеваемости учащихся начальных классов достаточно сложная, ее исследованием занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, в связи с чем, разработано много подходов к группировке основных причин неуспеваемости.
Ведущими причинами неуспеваемости учащихся начальных классов являются:
Причины, которые связаны с самим учеником:
- плохая подготовка к школьному обучению;
- пробелы в знаниях;
- негативное отношение к обучению в школе;
- несформированность или полное отсутствие привычки организованного труда;
- недостаточный уровень общего развития.
Причины, связанные с учителем:
- неумение интересно и привлекательно преподнести учебный материал;
- неумение вызвать у учащихся заинтересованность в усвоение учебного материала;
- неумение привлечь внимание к учебному материалу и удерживать его на протяжении всего урока;
- личное отрицательное отношение к ребенку (неприязнь, неуважительное обращение к детям и т.д.);
- отсутствие личной заинтересованности в освоение учащимися учебной программы.
Причины, связанные с родителями:
- недостаточно правильно организованная подготовка к школьному обучению;
- отсутствие контроля за успеваемостью ребенка;
- личное негативное отношение к школьному обучению.
Таким образом, выделяют целый комплекс причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Необходимо отметить, что у одного учащегося может присутствовать одновременно несколько причин. При организации работы, направленной на их устранение, следует объединять усилия учителя, родителей и самого ребенка. Только в этом случае можно будет достичь ожидаемого результата.
Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка является важным компонентом процесса становления личности ребенка. Именно поэтому вопросами проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста занимались и продолжают заниматься многие ученые.
Так, по мнению отечественных психологов и педагогов, самооценка оказывает значительное влияние на формирование у ребенка самосознания. Кроме того, адекватная самооценка позволяет ребенку не только правильно оценить свои способности и возможности, свою значимость для общества, но и уметь правильно оценивать окружающих людей.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста только начинает складываться и представляет собой обобщенное (устойчивое) внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. В этот возрастной период самооценка основана на жизненном опыте ребенка, умении контролировать себя и свою деятельность.
В самооценке ребенка младшего школьного возраста отражено представление о самом себе, своих достижениях и проекте своего будущего.
Взрослея, ребенок привносит в самооценку мнение других людей о самом себе. Поэтому очень важно в период становления самооценки поддерживать ребенка, помогать ему правильно переживать свои неудачи. Только в этом случае у ребенка будет сформировано адекватное отношение к своим ошибкам, а также умение их признавать и самостоятельно исправлять.
Помимо мнения окружающих, значительное влияние на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста имеет отношение к своим достижениям, а также к тому чего ребенок хочет добиться в дальнейшем, его надеждам и стремлениям.
Таким образом, самооценка не является врожденным качеством, она формируется у ребенка в процессе целенаправленного воспитания, организованного в школе и семье, под воздействием его собственного жизненного опыта.
Взаимосвязь неуспеваемости и самооценки ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является одной из важнейших ступеней развития ребенка, оказывающей влияние на то, как будущий взрослый человек будет воспринимать себя как личность во взрослой жизни.
Особую роль в формировании у ребенка младшего школьного возраста оказывает его успеваемость в школе. Успешность в школе, а особенно в начальных классах, зачастую является одним из важнейших факторов не только для формирования адекватной самооценки, но и восприятия себя как личности. В связи с чем, одной из основных задач родителей и педагога является оказание детям всесторонней помощи, чтобы почувствовать себя успешным.
Равно как успешность в обучении оказывает влияние на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста, так и самооценка влияет на успеваемость ребенка в школе. Ребенок может оценивать себя и свои успехи в школе адекватно или нет (занижать или завышать свои достижения и успехи)
Самооценка ребенка младшего школьного возраста может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Таким образом, исходя из взаимосвязи самооценки и успешности в обучении, педагогу начальных классов, необходимо соблюдать ряд следующих правил:
- Принимать каждого ученика таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.
- Создавать детям ситуации успеха, в которых они могут проявить себя и свои способности.
- Стимулировать познавательную активность детей посредством разнообразных положительных подкреплений.
- Поощрять высказывания ребенком собственных мыслей, взглядов, идей. Относится уважительно к мнению ребенка.
- Формировать у детей критичное отношение к собственным поступкам, прививать ответственность за свои действия.
- Учитывать зону ближайшего развития ребенка.
- Поощрять и стимулировать учеников за реальные, пусть даже небольшие достижения.
- Помнить, что ребёнок верит взрослому, постараться стать для него значимым, дать ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.