Значение опытов в познании детьми природы
Опыт – это наблюдение, реализуемое в специально созданных для этого условиях.
Опыты предполагают экспериментальную деятельность, направленную на выявление признаков и свойств объектов, определение их потенциальных возможностей. Опыты особенно интересны детям дошкольного возраста. Они стимулируют их познавательный интерес и делают процесс обучения более веселым и продуктивным. Потому, опыты находят активное применение в образовательном процессе ДОУ.
Значение опытов для развития ребенка огромно. Они не просто стимулируют познавательный интерес детей, но и выступают средством знакомства с окружающим миром, его объектами, процессами и явления. Знакомство с природой, также, актуально проводить посредством применения опытов.
Опыты проводятся с младшего дошкольного возраста. Поначалу они являются простыми и предполагают самостоятельное выполнение детьми только отдельных действий. Все остальное выполняет воспитатель и его помощник. К переходу детей на новый возрастной этап развития сложность опытов повышается и к старшему дошкольному возрасту они приобретают полностью самостоятельный характер.
Знакомство детей с природой посредством опытов позволяет:
- Развить у детей навыки наблюдательности.
- Обратить внимание детей на природный мир, его объекты, процессы и явления.
- Найти ответы на вопросы о том, как происходят различные процессы и почему они предстают в той или иной форме.
- Сформировать понимание природы и ее процессов с научной точки зрения.
- Развить достоверные представления у детей о природе, ее объектах и явлениях.
- Полноценно удовлетворить детскую любознательность.
- Реализовать исследовательскую направленность детской деятельности.
Все это говорит о большой роли опытов в детском развитии. Они носят несложный характер и имеют свои особенности организации.
Алгоритм проведения несложных опытов
Опыты детей дошкольного возраста организуются таким образом, чтобы они были доступны их понимаю и проведение опыта не вызывало особых затруднений. Проведением опытов похоже на организацию детского наблюдения. Как правило, большинство опытов проводится в виде исследований свойств объектов неживой природы: вода, воздух, снег, лед, земля. Что касается объектов живой природы, то, часто, проводятся опыты с растениями. Животные, практически не участвуют в экспериментальной детской деятельности, поскольку проведение с ними опытов достаточно затруднительно и небезопасно.
Опыты реализуются по следующему алгоритму:
- Подготовка детей к опытам. Здесь требуется заинтересовать детей предстоящей деятельностью, настроить их на наблюдения и эксперименты. Педагог задает наводящие вопросы: Почему снег тает на солнце? Почему вода замерзает при низких температурах и т.д. Все это заставляет детей активизировать свою мыслительную работу и, имеющиеся знания.
- Обсуждение с детьми условий проведения опыта, имеющихся данных и выдвижение предположений. Педагог сообщает детям данные, которые будут анализироваться и проверяться. Вместе с детьми идет выдвижение предположений о состоянии конкретных природных объектов, процессов, их преобразованиях под влиянием различных факторов, подвергании тех или иных воздействий.
- Проведение опыта. Опыты проводятся при участии и под контролем педагога. В старших группах дети могут сами проводить несложные опыты с природными объектами. В более младших группах опыты проводит педагог, а дети выполняют лишь некоторые его этапы самостоятельно. Дети наблюдают за деятельностью педагога, повторяют ход его действий и пробуют осуществлять эксперименты самостоятельно. Это очень увлекательно и мотивирует к познанию природы.
- Обсуждение итогов проведения опыта. Дети делятся своими эмоциями и впечатлениями, которые вызвала у них экспериментальная деятельность, а педагог помогает им проанализировать результаты своего труда и оценить его значение.
Разновидности несложных опытов
Опыты организуются для познания детьми окружающего мира. Проведение опытов с объектами неживой природы ориентировано на выявление причин развития тех или иных событий, возникновения конкретных явлений. К примеру, дети могут наблюдать закат, смену дня и ночи, дождь, снег, ветер.
Опыты позволяют установить связи между явлениями неживой природы и растительным и животным миром т.е. их воздействие на них, зависимость от них.
В дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие виды несложных детских опытов:
Опыты с объектами неживой природы. Они нацелены на расширение знаний детей о неживой природе, ее объектах, явлениях и процессах, физических свойствах и признаках неживой природы, понимание возможного развития событий в ней.
Опыты с объектами растительного мира. Они ориентированы на изучение свойств растений, их связи с неживой природой, понимание их потребностей в различных факторах окружающего мира – воде, влаге, свете, тепле и др.
Опыты с объектами животного мира. Их цель – познание особенностей развития живых организмов в природе, выявление функций органов чувств животных. К примеру, могут быть проведены опыты на выявление развитости слуха кошек и собак, их обоняния и реакции на различные раздражители, изучение рациона их питания и т.д.
Рисунок 1. Опыты с объектами животного мира. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На начальных этапах проведения опытов, часто, используются картины, видеоматериалы, ориентированные на показ детям природных объектов и процессов, их свойств и характеристик. На их основании, происходит организация опытов т.е. дети проверяют наличие увиденных свойств живых и неживых объектов, протекание тех или иных природных процессов. Практика позволяет детям удостовериться в реальности увиденного и сделать эти знания более устойчивыми.