Понятие закономерности и неравномерности развития
Исследования, проводимые в области развития человека, выявили ряд важных закономерностей развития. Данные закономерности должны присутствовать в период становления и развития каждого человека. В том случае если нарушается их ход или «выпадает» какой-то период, то может наблюдаться отставании в развитии.
В практической педагогике принято выделять следующие закономерности развития человека:
- В раннем возрасте физическое развитие происходит интенсивно, по мере того как человек становится старше, тем его развитие становится медленнее.
- Физическое развитие ребенка не равномерно, в определенные периоды оно протекает интенсивнее, в другие – медленнее.
- Развитие каждого человеческого органа происходит в индивидуальном темпе, в общем же все части тела развиваются не только неравномерно, но и не пропорционально.
Физическое развитие ребенка находится во взаимосвязи с духовным. Динамика духовного развития имеет значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью развития и созревания нервной системы и психических функций.
Духовное развитие так же имеет ряд закономерностей:
- Темпы духовного развития находятся в зависимости от возраста человека. Чем человек моложе, тем выше темп его духовного развития, с возрастом темп замедляется.
- Духовное развитие протекает неравномерно. Это связано с тем, что в разных жизненных ситуациях, благоприятных и не очень, психические свойства и функции личности, находятся на разных уровнях развития. Так ряд условий могут оказывать положительное кратковременное влияние на развитие качеств личности.
- Для становления и развития различных видов психической деятельности, существуют оптимальные периоды жизни человека. Именно в эти периоды важно развивать данные деятельности, так как с их становлением связано развития духовных качеств личности. Указанные периоды развития, являющиеся оптимальными для становления различных качеств личности, принято называть сенситивными.
Основные причина сенситивности развития:
- Неравномерное созревание головного мозга
- Неравномерное созревание нервной системы
- Неразвитость предшествующих качеств и свойств
Так же необходимо отметить, что большое значение в развитии и становлении является процесс социализации ребенка и его жизненный опыт.
Характеристика неравномерностей развития
Развитие – это направленный процесс изменения духовных и материальных объектов личности, с целью их совершенствования.
Процесс развития по своей природе является неравномерным, то есть развитие различных психических свойств, функций и образований осуществляется неравномерно.
Неравномерность развития – это природная закономерность психического и физического развития и становления.
Все психические функции имеют свой особенный темп и ритм становления. Какие-то развиваются быстрее и «подтягивают» за собой другие. После может быть так, что функции, которые отставали, с возрастом приобретают приоритет в развитии и выходят на первый план. Некоторые развиваются и образуют основу для дальнейшего становления и усложнения психической деятельности ребенка. Например, в младенчестве у детей интенсивно развиваются органы чувств, на основании которых в последующем формируются предметные действия. В дальнейшем, уже предметные действия переходят в особую деятельность, оказывающую влияние на становление и развитие речи, мышления, памяти и т.д.
Все психические и физические процессы протекают не равномерно, что обуславливает неравномерное развитие личности. То есть нельзя ставить детей в определенные рамки и шаблоны. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т.д. Все это обусловлено закономерностями возрастного развития и наличием в каждом периоде ведущих видов деятельности.
Большое значение в развитии имеют задатки, которые были переданы ребенку по наследству от родителей.
Задатки – это переданные по наследству от родителей природные предпосылки развития личности, определяют успешность в выполнении определенной деятельности.
Задатки определяют успехи в осуществлении какой-либо деятельности. Ребенок, имеющий задатки в конкретной деятельности, соответственно и развивается в этом виде деятельность быстрее своих сверстников. Например, в том случае, если имеются художественные задатки, то ребенку интересно рисование, соответственно хорошо развивается мелкая моторика, которая влечет за собой успешное становление и развитие речи.
В процесс становления ребенка, необходимо обращать пристальное внимание на его развитие. Это связано с тем, что если отмечаются какие-либо проблемы, то их необходимо устранять и предотвращать незамедлительно. Иначе можно упустить сенситивный период.
Для того, чтобы понять протекает ли развитие полноценно или же имеются какие-либо отклонения, необходимо знать, как протекала беременность и роды, условия проживания матери, а также ребенка в первые месяцы жизни.
Игнорирование неравномерности развития ребенка приводит к тому, что дети со слабым развитием могут начать отставать все больше и больше в развитии. Способные дети, чье развитие игнорируется родителями и педагогами могут утратить интерес к обучению.
Акселерация
Одной из актуальных проблем развития является акселерация.
Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма.
В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира. Выделяют следующие виды акселерации:
- Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека.
- Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации. У детей нынешних времен, скорость восприятия информации значительно выше, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.
- Половая акселерация - это ускоренное половое созревание. Половое созревание у современных детей наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века.
Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями.