Организация педагогического исследования
Огромная роль в процессе успешного осуществления педагогического исследования принадлежит принципу единства теории и практики. Практика выступает критерием истинности определенного теоретического положения. Теория без опоры на практику – бесплодна. Практика же, которая не направляется научной теорией, характеризуется стихийностью и отсутствием необходимого уровня целеустремленности, малой эффективностью. Любое педагогическое исследование должно отражать передовую практику, проверяться ею и помогать успешно решать учебные и воспитательные задачи, формировать всесторонне и гармонично развитых профессионалов.
Еще один методологический принцип – конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме, который невозможно представить без творчества. Невозможно полноценно исследовать никакую проблему подготовки будущих специалистов, если идти только проторенным путем, работать по выработанному шаблону и не пытаться их творчески преобразовывать. Если исследователь по-настоящему хочет помочь стремительно развивающейся педагогической практике, то он должен решать проблемы по-новому.
В процессе исследования необходимо найти свое аргументированное объяснение новых фактов, явлений, дополнение и уточнение сложившихся взглядов, делать смелые предположения. Но эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как психолого-педагогические исследования предполагают взаимодействие с живыми людьми, а любое общение с человеком должно духовно обогащать.
Творческий подход к решению исследуемых проблем тесно связан с принципом объективности рассмотрения педагогического явления самого по себе. Искусство исследователя предполагает нахождение путей и средств проникновения в сущность феномена, без внесения чего-то внешнего и субъективного. Конечно, этот метод не соответствует принципу объективности рассмотрения исследуемого явления.
Изучение личности и группы людей, объективность способов воздействия на них – один из краеугольных камней современной психологии и педагогики. Методологическая основа конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности – практические действия людей, которые представлены социальными фактами.
Успех педагогического исследования зависит от степени реализации принципа всесторонности изучения педагогических процессов и явлений. Любой педагогический феномен связан с другими явлениями, и его изолированное и одностороннее рассмотрение неизбежно приведет к формулировке искаженного и ошибочного вывода. Такой разносторонней подход позволяет смоделировать изучаемые явления и исследовать их в процессе развития в разных условиях. Он дает возможность осуществлять многоуровневое и многоплановое изучение определенных психолого-педагогических процессов, в процессе которых выстраивается не одна, а несколько моделей, которые отражают это явление на разных уровнях и срезах. При этом можно синтезировать эти модели в новую целостную обобщающую модель, а в итоге – в целостную теорию, раскрывающую суть исследуемой проблемы.
Методологическим принципом всесторонности предполагается комплексный подход к процессу исследования педагогических явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установить все взаимосвязи исследуемого явления, учитывать все внешние воздействия, оказывающие на него воздействие, устранять все случайные факторы, искажающие картину изучаемой проблемы. Еще одно значительное требование – использовать в ходе исследования разнообразные методы в разных их сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно исследовать никакую проблему посредством использования только одного универсального метода.
Комплексные исследования в педагогике
Комплексный подход к педагогическим исследованиям предполагает необходимость опираться на достижения других наук, в первую очередь социологии, философии, культурологии и др.
Свои плоды дает подход к исследованию педагогических явлений с точки зрения кибернетики, когда процесс обучения, развития и воспитания рассматривают в качестве особого вида управления познавательной деятельностью учащихся, формирования профессионально-этических качеств. Это и является проявлением специфики прямых и обратных связей в педагогической деятельности, условием успешного функционирования учебной информации, изучения средств, которые позволяют повысить эффективность управления подготовки будущих специалистов.
Важная методологическая роль педагогического исследования принадлежит следующим категориям диалектики:
- сущности и явлению;
- причине и следствию;
- необходимости и случайности;
- возможности и действительности;
- содержанию и форме;
- единичному, особенному и общему.
Эти категории выступают как надежное методологическое средство в руках педагога, которое предоставляет ему возможность не только глубоко приникать в сложные проблемы обучения и воспитания будущих специалистов, но и подходить творчески к их решению.
Таким образом, основными требованиями к проведению педагогического исследования являются:
- соответствовать социокультурным тенденциям;
- соответствовать закономерностям развития исследуемых систем;
- сохранять элементы предвидения и опережения;
- совершенствовать практику, создавать передовой опыт, инновации;
- не приспосабливаться к методам исследования других наук, а разумно их применять в сочетании с собственными традиционными методами исследования;
- сочетать эмпирический и теоретический уровни;
- связывать результаты исследования с другими исследованиями в рамках изучаемой проблемы;
- формировать доказательства в качестве результата рассмотрения суммы фактов, которые возникают при определенном явлении, включая положительные и отрицательные, законченные и незаконченные и пр.;
- всесторонняя аргументированность результатов исследования;
- стремление к достижению максимальной пользы теоретического исследования;
- четко определять и соблюдать этапы, то есть структуру исследования.