Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные основы методики развития речи

Методика развития речи как научное явление

Определение 1

Методика развития речи – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием процессов речевого развития подрастающего поколения и разработкой методологии развития речи ребенка, закономерностей организации образовательной деятельности для этого.

Методика развития речи, будучи отдельной научной отраслью, имеет:

  1. Объект исследования. Методика исследует речевое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста, особенности становления речи детей на разных возрастных этапах.
  2. Предмет методики. Предметом методики развития речи выступают процессы речевого становления ребенка, особенности и закономерности формирования речевых навыков.
  3. Функциональную роль. Она сводится к выполнению двух групп функций:

    • Теоретические функции – обеспечение теоретических основ деятельности по речевому развитию подрастающего поколения. Методика формирует теорию реализации образовательной деятельности, ориентированной на речевое развитие детей;
    • Технологические функции – формулирование методологии и технологии реализации речевого развития воспитанников. Методики определяет продуктивные приемы и методы речевого развития и их практическое применение.
  4. Принципы реализации речевого развития. В развитии речи предполагается опора на общедидактические принципы и методические принципы организации обучения. К основным принципам методики развития речи относится принцип связи сенсорного, интеллектуального и речевого развития ребенка, коммуникативного подхода в развитии речи, опоры на различные виды детской деятельности, формирования осознанного отношения к языковой деятельности, воспитание «чувства языка», мотивации речевой деятельности, одновременного развития всех сторон речи и создания условий активной речевой практики в образовательном процессе.

Следует, также отметить, что методика развития речи имеет психологическую основу реализации. Она предполагает учет психических параметров развития ребенка и опора на теорию развития речи и речевой деятельности при разработке программ речевого развития и методов обучения речевым навыкам.

Функциональная роль методики развития речи как научного знания, предполагает реализацию основных функций методики на следующих уровнях:

  1. Объяснительный уровень. Он предполагает изучение передового опыта и новаторских открытий в сфере речевого развития детей.
  2. Проектный уровень. Он связан с разработкой концептуальных основ, теории речевого развития, нормативной базы педагогической деятельности по речевому развитию, характер ее реализации, содержание и специфические параметры.
  3. Диагностический уровень. Он предполагает проведение диагностики основ организации педагогической деятельности, ее продуктивности, работы педагогов, успешности речевого развития детей, соблюдение условий организации продуктивного речевого развития, причин снижения эффективности речевого развития и т.д.
  4. Экспериментальный уровень. Он связан с проведением экспериментального исследования педагогического процесса и созданием на его основе моделей продуктивного построения обучения, речевого развития.
  5. Преобразовательный уровень. Он связан с совершенствованием педагогической деятельности, внедрением инновационных форм и методов работы, подходов к формированию речи детей.
  6. Оценочный и корректировочный уровень. На нем происходит выявление воздействий научных исследований на практику обучения, внесение поправок в научную теорию и педагогическую практику.
«Научные основы методики развития речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методологические основы развития речи

В качестве методологии развития речи используются положения материалистической философии о языке, как:

  • средстве общения;
  • способе социального развития подрастающего поколения;
  • продукте общественно-исторического развития;
  • способе связи речевой деятельности с мыслительным процессом.

Данные основы необходимы для понимания сущности развития речи, особенностей ее формирования в разные возрастные периоды. Эти данные позволяют выработать основы педагогической деятельности, воздействия на речевое развитие ребенка.

Язык выступает объектом исторического развития общества. Он формируется в ходе этапов развития общества и отражает традиции народа, особенности культурного развития на определенном этапе развития общества. Язык является важным условием существования человеческого общества.

Язык, лежит в основе человеческого общения. Посредством него реализуется социальное взаимодействие, которое стимулирует развитие личности.

Социальное общение и взаимодействие – ведущий фактор речевого развития. В ходе общения происходит сознательное усвоение ребенком речи. Ребенок не запоминает фразы механически, а придает им смысловую основу только в процессе общения.

Характеризуя язык в качестве средства общения происходит его рассмотрение с коммуникативной точки зрения – он обладает коммуникативными функциями. Это задает основы использования коммуникативного подхода в формировании речи дошкольников.

Также, методика развития речи опирается на роль развивающего образовательного пространства, в котором находится ребенок, и в котором формируется его речь. Воздействие окружающей среды стимулирует речевое развитие. Потому, она наполняется определенными компонентами, в ней создаются ситуации общения и используются специальные методы и приемы организации коммуникативного взаимодействия воспитанников.

Языковая деятельность тесно связана с мыслительными процессами. Язык выступает средством выражения мыслей личности, тогда как речь помогает эту мысль сформулировать, при применении специальных речевых средств. Это обуславливает в речевом развитии ребенка использование приемов развития и активизации мыслительных процессов организма.

Развитие речи предполагает формирование ее содержательной стороны. Лексическое наполнение речи тесно связано с умственным развитием ребенка, с его ознакомлением с окружающим миром. При этом, познание окружающего мира реализуется через язык, который стимулирует формирование мыслительной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot