Методика развития речи как научное явление
Методика развития речи – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием процессов речевого развития подрастающего поколения и разработкой методологии развития речи ребенка, закономерностей организации образовательной деятельности для этого.
Методика развития речи, будучи отдельной научной отраслью, имеет:
- Объект исследования. Методика исследует речевое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста, особенности становления речи детей на разных возрастных этапах.
- Предмет методики. Предметом методики развития речи выступают процессы речевого становления ребенка, особенности и закономерности формирования речевых навыков.
Функциональную роль. Она сводится к выполнению двух групп функций:
- Теоретические функции – обеспечение теоретических основ деятельности по речевому развитию подрастающего поколения. Методика формирует теорию реализации образовательной деятельности, ориентированной на речевое развитие детей;
- Технологические функции – формулирование методологии и технологии реализации речевого развития воспитанников. Методики определяет продуктивные приемы и методы речевого развития и их практическое применение.
Принципы реализации речевого развития. В развитии речи предполагается опора на общедидактические принципы и методические принципы организации обучения. К основным принципам методики развития речи относится принцип связи сенсорного, интеллектуального и речевого развития ребенка, коммуникативного подхода в развитии речи, опоры на различные виды детской деятельности, формирования осознанного отношения к языковой деятельности, воспитание «чувства языка», мотивации речевой деятельности, одновременного развития всех сторон речи и создания условий активной речевой практики в образовательном процессе.
Следует, также отметить, что методика развития речи имеет психологическую основу реализации. Она предполагает учет психических параметров развития ребенка и опора на теорию развития речи и речевой деятельности при разработке программ речевого развития и методов обучения речевым навыкам.
Функциональная роль методики развития речи как научного знания, предполагает реализацию основных функций методики на следующих уровнях:
- Объяснительный уровень. Он предполагает изучение передового опыта и новаторских открытий в сфере речевого развития детей.
- Проектный уровень. Он связан с разработкой концептуальных основ, теории речевого развития, нормативной базы педагогической деятельности по речевому развитию, характер ее реализации, содержание и специфические параметры.
- Диагностический уровень. Он предполагает проведение диагностики основ организации педагогической деятельности, ее продуктивности, работы педагогов, успешности речевого развития детей, соблюдение условий организации продуктивного речевого развития, причин снижения эффективности речевого развития и т.д.
- Экспериментальный уровень. Он связан с проведением экспериментального исследования педагогического процесса и созданием на его основе моделей продуктивного построения обучения, речевого развития.
- Преобразовательный уровень. Он связан с совершенствованием педагогической деятельности, внедрением инновационных форм и методов работы, подходов к формированию речи детей.
- Оценочный и корректировочный уровень. На нем происходит выявление воздействий научных исследований на практику обучения, внесение поправок в научную теорию и педагогическую практику.
Методологические основы развития речи
В качестве методологии развития речи используются положения материалистической философии о языке, как:
- средстве общения;
- способе социального развития подрастающего поколения;
- продукте общественно-исторического развития;
- способе связи речевой деятельности с мыслительным процессом.
Данные основы необходимы для понимания сущности развития речи, особенностей ее формирования в разные возрастные периоды. Эти данные позволяют выработать основы педагогической деятельности, воздействия на речевое развитие ребенка.
Язык выступает объектом исторического развития общества. Он формируется в ходе этапов развития общества и отражает традиции народа, особенности культурного развития на определенном этапе развития общества. Язык является важным условием существования человеческого общества.
Язык, лежит в основе человеческого общения. Посредством него реализуется социальное взаимодействие, которое стимулирует развитие личности.
Социальное общение и взаимодействие – ведущий фактор речевого развития. В ходе общения происходит сознательное усвоение ребенком речи. Ребенок не запоминает фразы механически, а придает им смысловую основу только в процессе общения.
Характеризуя язык в качестве средства общения происходит его рассмотрение с коммуникативной точки зрения – он обладает коммуникативными функциями. Это задает основы использования коммуникативного подхода в формировании речи дошкольников.
Также, методика развития речи опирается на роль развивающего образовательного пространства, в котором находится ребенок, и в котором формируется его речь. Воздействие окружающей среды стимулирует речевое развитие. Потому, она наполняется определенными компонентами, в ней создаются ситуации общения и используются специальные методы и приемы организации коммуникативного взаимодействия воспитанников.
Языковая деятельность тесно связана с мыслительными процессами. Язык выступает средством выражения мыслей личности, тогда как речь помогает эту мысль сформулировать, при применении специальных речевых средств. Это обуславливает в речевом развитии ребенка использование приемов развития и активизации мыслительных процессов организма.
Развитие речи предполагает формирование ее содержательной стороны. Лексическое наполнение речи тесно связано с умственным развитием ребенка, с его ознакомлением с окружающим миром. При этом, познание окружающего мира реализуется через язык, который стимулирует формирование мыслительной деятельности.