Декоративно-прикладное искусство – это разновидность творческой деятельности, основанная на создании изделий, включающих художественный и декоративных компонент, т.е. изделий, обладающих комплексом эстетических характеристик и функциональных свойств.
Рисунок 1. Декоративно-прикладное искусство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данный тип искусства предполагает создание не только красивых изделий, которые будут радовать глаз и воздействовать на эстетическую сторону восприятия, но и могут быть использованы в практической деятельности разного рода.
Как правило, декоративно-прикладное искусство позволяет создать красивые объекты для повседневного использования.
Данный вид творческой деятельности находит активное использование в образовательном процессе начальной школы. Это обуславливает его значимость в качестве формы организации образовательной и воспитательной деятельности на этапе начального школьного обучения в целях развития учащихся и формирования у них положительного отношения к учебному процессу.
Народное декоративно-прикладное искусство как средство творческого развития учащихся
Декоративно-прикладное искусство в целом и его народная направленность обеспечивают творческое развитие подрастающего поколения. Современные образовательные программы включают данное направление деятельности в качестве приоритетного средства эстетического воспитания, развития художественного вкуса и любви к прекрасному.
Посредством данного вида искусства развивается духовный мир подрастающего поколения. Это обеспечивается через связь ребенка со своим народом, познание своих истоков, знакомство с традициями и культурным наследием.
Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий спектр народных промыслов. Оно формируется в ходе становления и развития культуры народа.
Практическая значимость декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы сводится к следующему:
- Формирование и развитие основ эстетического восприятия окружающего мира;
- Формирование стремления к художественно-образному воплощению объектов;
- Развитие творческого мышления учащихся;
- Формирование основ творческого видения окружающего мира.
В образовательном процессе начальной школы применяется декоративно-прикладное искусство разных народов. Оно обладает большими воспитательными и образовательными возможностями, позволяя заложить основы творческого видения объектов, процессов и явлений природного мира и социальной среды.
В ходе ознакомления учащихся начальной школы с основами декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО, происходит изучение натуры и оперирования ее формами и цветовой гаммой при создании разнообразных творческих объектов. Такой подход позволяет изображать объекты окружающего мира в разных стилях, в соответствии с видением их создателем. По сути, каждый учащийся становится творцом, создавая образ объектов в том виде, который рисует их креативное мышление.
Декоративно-прикладное искусство включается в образовательный процесс начальной школы в небольшом объеме. Познаются, лишь, его азы. В основном, оно относится к дисциплинам цикла внеклассной работы и системы дополнительного образования.
Методика организации занятий декоративно-прикладным творчеством
В основе организации занятий декоративно-прикладным творчеством младших школьников лежит учет развития их эмоциональной сферы в данном возрастном периоде.
Художественное развитие младшего школьника тесно связано с его эмоциями. Те чувства, которые испытывает ребенок глядя на объекты народного промысла, формируют его творческое видение устройства мира.
Методика организации уроков декоративно-прикладного творчества младших школьников включает в себя следующие направления деятельности:
- Знакомство с декоративно-прикладным творчеством своего народа.
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством и его особенностями других стран и народов.
- Изучение исторических этапов становления декоративно-прикладного искусства разных стран и народов.
- Знакомство с современным состоянием декоративно-прикладного искусства.
- Практические навыки декоративного творчества. Они предполагают отработку разных форм и направлений художественно-декоративной деятельности на конкретном материале.
Данные направления деятельности реализуются через индивидуальные, групповые формы работы, а также организацию работы в мини-группах. Каждая форма работы имеет свое конкретное назначение. Для проявления индивидуальных творческих способностей, взгляда, видения конкретного объекта используются индивидуальные формы работы. Групповая работа ориентирована на объединение творческих усилий учащихся. Это позволяет не только создать более качественные и интересные объекты, но и сформировать навыки совместной деятельности учащихся и опыт межличностного взаимодействия.
На уроках требуется применение наглядных пособий, демонстрирующих образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства. Это дает полноценное представление о данном направлении творчества и позволяет сформировать понимание абстрактных положений и понятий из данной художественной области деятельности.
При реализации занятий народным декоративно-прикладным творчеством важно опираться на следующие условия его продуктивного проведения на этапе начального школьного обучения:
- Мотивация к деятельности, к творческому процессу должна быть реализована на подготовительном этапе занятия.
- Использование понятных и доступных для выполнения учащимися заданий.
- Интересные декоративные результаты исполнения заданий.
- Проведение обязательного инструктажа по работе, но в краткой и интересной форме. Иначе информация не будет воспринята.
- Разделение учебного занятия на этапы и плавный переход между ними.
- Включение физкультминуток и иных расслабляющих мероприятий в ход занятия.
- Связь творческой деятельности с учебным процессом т.е. реализация таких объектов, которые отражают учебный процесс, познание окружающего мира.
- Создание ситуаций творческого успеха. Предполагается похвала и поощрение итогов творчества окружающими.
- Приоритет теоретических художественных знаний на начальных этапах знакомства с декоративно-прикладным творчеством.