Значимость народной игровой культуры
В настоящее время педагогика претерпевает социально-экономические и политические изменения, которые связаны с происходящими в стране изменениями. Данные изменения затронули все стороны общественной жизни и в том числе дошкольную педагогику.
Современная концепция воспитания, ориентирует педагогов на то, что дошкольное детство – это уникальный период в становлении и развитии каждого человека. В дошкольный период ребенок не просто познает мир, обогащает свои знания и умения, но и готовится к последующему обучению в школе. Основной формой обучения ребенка является игра.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
В связи с переходом к вариативности образования и возникновению большого количества альтернативных программ обучения, наибольшую актуальность приобретает вопрос о разработке единого и универсального источника развития ребенка, который проверен временем. Одним из таких источников является народная игровая культура.
В народной игровой культуре отражается образ жизни народа, его история, быт, труд, искусство, а также различные народные качества (смелость, мужество, ловкость и т.д.). Все это является актуальным и востребованным во все времена.
К народной игровой культуре относятся разнообразные детские игры, потешки, песенки, частушки, скороговорки и т.д., все это является уникальным средством нравственного, эстетического, умственного и эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В настоящее время перед современным обществом стоит задача по созданию эффективных условий для сохранения детской народной игровой культуры.
Игра во все времена являлась одним из важнейших источников духовного роста и развития детей, так как только она способна «подарить» ребенку необычные ощущения, дать возможность «примерить» на себе различные социальные роли и т.д.
Игра для ребенка важна не столько полученным итоговым результатом, сколько игровыми действиями и течением.
Таким образом, мотив детской игры заключается в самом действии, в процессе которого у ребенка закладывается ряд важных психических качеств.
В процессе игры ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми, он имеет возможность оценить свои поступки и действия глазами других участников игры. К ребенку приходит осознание того, что любое его действие является частью сложной системы человеческих взаимоотношений. Все это помогает детям осмысленно ориентироваться в своих мотивах и переживаниях, управлять собственным поведением, тем самым постепенно формируется произвольность.
Самоценность народной игры как педагогического явления
Народные игры являются одной из наиболее универсальных, естественных и традиционных форм взаимодействия педагога с детьми
Народная игра осуществляется в трех основных аспектах:
- речевое (словесное) общение;
- мелодическое или ритмическое выражение;
- совместные действия и движения.
Народные игры «входят» в жизнь ребенка буквально с самого его рождения. Они являются богатейшим источником культуры, положительных эмоций, вдохновения, удовлетворения социальных потребностей и т.д. В процессе игры ребенок может проявить свои способности и умения, может почувствовать себя членом детского коллектива и т.д.
На определенном этапе взросления ребенка, перед педагогом встает задача научить ребенка договариваться, идти на компромисс, соблюдать общепризнанные правила и дисциплину, все это достигается в легкой и непринужденной игровой форме, с использованием народных игр, считалок, потешек, скороговорок и т.д.
В настоящее время краеугольным камнем педагогики является обучение ребенка соблюдению разумных правил существования в человеческом обществе, что так же достигается путем использования различных видов народных игр.
Народные игры – это неотъемлемая часть полноценного и разностороннего развития ребенка. Радость от игры сочетается с процессом духовного обогащения ребенка, у него формируется уважительное отношение к истории и культуре родной страны, создается положительная эмоциональная основа для развития патриотических чувств по отношению к своей Родине.
По своему содержанию народные игры понятны и доступны ребенку, так как они достаточно лаконичны и выразительны. Игры вызывают у детей активную мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора и знаний об окружающем мире, совершенствуют психические процессы, стимулируют процесс взросления и перехода на более высокую ступень развития. Именно поэтому игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровые ситуации не просто увлекают ребенка, а воспитывают его. Особенно это в играх, имеющих зачин, таких как «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка» и т.п. Данные игры предоставляют ребенку возможность перевоплотиться в игровой образ, выразить образ персонажа, его характерные действия, движения и поведение. Показ конкретного образа требует от ребенка активной умственной деятельности.
В том случае, если в игре нет конкретного сюжета, а есть лишь определенное игровое задание, то оно по своему содержанию наполнено познавательным материалом, который оказывает содействие развитию сенсорной сферы ребенка, его самостоятельности и мышлению. Например, это встречается в таких играх как «Пятнашки», Палочка-выручалочка» и т. п.
Игры, имеющие правила, оказывают значительное воспитательное воздействие на ребенка. Это связано с тем, что в процессе игры детям необходимо соблюдать правила и соответственно контролировать собственные действия. Например, игра «Коршун и наседка», требует от детей внимания, сообразительности, ловкости и умения ориентироваться в пространстве.
Кроме того, в народных играх очень много шуток, юмора и задора, что очень нравится детям и привлекает их. Народные игры, несмотря на длительность своей истории существования и в настоящее время не теряют своей актуальности и востребованности.