Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Наказание и поощрение в работе с трудными подростками

Особенности применения методов поощрения и наказания в воспитании трудновоспитуемых детей

Определение 1

Трудновоспитуемость – это одно из отклонений в поведении и психике детей, которое требует усиленного внимания со стороны педагогов, а также индивидуализации средств воздействия для их коррекции.

Методы поощрения и наказания давно используют при работе с трудновоспитуемыми детьми. Но на сегодняшний день отсутствует единое мнение об особенностях применения данных методов в практике воспитания. Трудности использования данных методов объясняются тем, что и поощрение, и наказание затрагивают всю личность ребенка и глубоко ими переживаются.

Общее требование к методам поощрения и наказания – использование их посредством трудовых коллективов. Сплоченный коллектив детей обеспечивает для воспитателя привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников в процессе реализации того или иного метода. В таком случае требования педагога будут идти в связном единстве с требованиями товарищей, взыскание будет воспринято в качестве осуждения со стороны сверстников, а поощрение будет одобрением действий коллективом, то есть контроль педагога трансформируется в контроль коллектива. Данный подход значительно увеличит силу воздействия любого метода.

Сухомлинский утверждал, что у наказания тройное значение:

  • во-первых, оно направлено на исправление вреда, причиненного негативным поведением;
  • во-вторых, наказание способствует прекращению негативного поведения;
  • в-третьих, оно снимает вину. Отрицательный поступок – это своего рода преграда, неуверенность во взаимоотношениях с воспитанниками. Наказание эту вину должно нейтрализовать.

При этом наказание эффективно только в том случае, если нежелательное поведение еще не переросло в привычку, а наказание – неожиданность для ребенка.

Макаренко считал разумную систему наказаний эффективной помощью для формирования крепкого человеческого характера, воспитания чувства ответственности, закаливания воли и человеческого достоинства.

Особенности применения метода наказания

Определение 2

Наказание – это один из способов торможения негативных проявлений личности посредством отрицательной оценки ее поведения, а не самой личности, один из способов требования и принуждения следовать нормам, формировать чувство вины и раскаяния.

«Наказание и поощрение в работе с трудными подростками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иными словами, наказание выступает как одно из средств педагогического воздействия, которое используется, если не выполнены установленные в обществе поведенческие нормы.

К особенностям применения метода наказания относят:

  • наказание не должен сопровождать крик, злость, раздражение, но это не должно быть похоже и на упрашивание;
  • наказание должно быть разумно и не должно противоречить здравому смыслу;
  • словесные воспитательные воздействия не дают позитивных результатов, если их не подкрепляет практический опыт трудновоспитуемых, реальных поступков и действий окружающих;
  • Макаренко высказывал мысли, касающиеся методики применения наказаний по отношению к трудновоспитуемым детям: он не рекомендует к использованию наказания в такой ситуации, когда воспитатель не уверен, что после такого воздействия поведение воспитанника изменится;
  • чтобы получить от наказания результат, ребенку необходимо пережить чувство вины, он должен осознать, что нарушил хорошие взаимоотношения с педагогом, наказания не должны причинять детям физических страданий;
  • оно имеет смысл только тогда, когда наказуемый понимает, что им были нарушены требования со стороны коллектива;
  • у трудновоспитуемых детей отсутствуют твердые нормы морали. Чтобы наказание давало результат, необходимо восстановить единые требования в семье и школе, создать твердые правила, четкий режим и традиции;
  • наказания не должны повторяться часто, так как они теряют силу в глазах детей;
  • наказание должно воспитывать, то есть сопровождаться и другими мерами воздействия – разъяснение, изменение режима и пр.;
  • используя метод наказания, необходимо соблюдать закон неприкосновенности личности. Нужно определять только поступки и конкретные действия, нельзя говорить «ты плохой», нужно сказать «ты сделал плохо»;
  • наказание должно базироваться на общественном мнении, то есть его необходимо поддерживать со стороны всех членов семьи, иначе наказанный становится жертвой, а наказание не достигнет цели;
  • наказание должно носить индивидуальный характер, необходимо разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, которые предшествовали совершению поступку.

Особенности применения метода поощрения

Определение 3

Поощрение – это один из методов воспитания, противопоставляемый наказанию, он представлен материальной либо моральной мерой признания заслуг.

Особенности применения метода поощрения заключаются в следующих аспектах:

  • среди трудновоспитуемых детей могут встречаться и такие, которых не за что поощрить;
  • используя поощрения, необходимо учитывать особенности характера учащегося. Поощрение особенно нужно неуверенным в себе детям – позитивная оценка труда, поведения и поступков, укрепляет в них веру в себя, поднимая на новую ступень нравственное развитие;
  • поощрение должно быть индивидуализированным;
  • поощрение должно идти от коллектива или лица, которое пользуется авторитетом в глазах ребенка;
  • поощрение должно следовать только за те поступки ученика, которые действительно требуют от него волю и трудолюбие;
  • поощрение должно помочь учащимся осознать наличие у себя определенных положительных качеств, поверить в себя, возбудить желание стать лучше;
  • поощрять стоить только такой положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в рассматриваемых условиях;
  • любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемых детей положительные эмоции;
  • формой и ценой поощрения должны компенсироваться трудности, преодолеваемые ребенком, при совершении данного положительного поступка, они должны иметь значение для рассматриваемой личности, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка;
  • при поощрении ребенка, необходимо говорить о конкретном поступке, который и стал причиной награды;
  • поощрение должно быть справедливым.

Необходимо отметить, что добиться положительного результата при воспитании трудновоспитуемых детей, при нерациональном использовании методов поощрения и наказания, невозможно.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot