Особенности применения методов поощрения и наказания в воспитании трудновоспитуемых детей
Трудновоспитуемость – это одно из отклонений в поведении и психике детей, которое требует усиленного внимания со стороны педагогов, а также индивидуализации средств воздействия для их коррекции.
Методы поощрения и наказания давно используют при работе с трудновоспитуемыми детьми. Но на сегодняшний день отсутствует единое мнение об особенностях применения данных методов в практике воспитания. Трудности использования данных методов объясняются тем, что и поощрение, и наказание затрагивают всю личность ребенка и глубоко ими переживаются.
Общее требование к методам поощрения и наказания – использование их посредством трудовых коллективов. Сплоченный коллектив детей обеспечивает для воспитателя привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников в процессе реализации того или иного метода. В таком случае требования педагога будут идти в связном единстве с требованиями товарищей, взыскание будет воспринято в качестве осуждения со стороны сверстников, а поощрение будет одобрением действий коллективом, то есть контроль педагога трансформируется в контроль коллектива. Данный подход значительно увеличит силу воздействия любого метода.
Сухомлинский утверждал, что у наказания тройное значение:
- во-первых, оно направлено на исправление вреда, причиненного негативным поведением;
- во-вторых, наказание способствует прекращению негативного поведения;
- в-третьих, оно снимает вину. Отрицательный поступок – это своего рода преграда, неуверенность во взаимоотношениях с воспитанниками. Наказание эту вину должно нейтрализовать.
При этом наказание эффективно только в том случае, если нежелательное поведение еще не переросло в привычку, а наказание – неожиданность для ребенка.
Макаренко считал разумную систему наказаний эффективной помощью для формирования крепкого человеческого характера, воспитания чувства ответственности, закаливания воли и человеческого достоинства.
Особенности применения метода наказания
Наказание – это один из способов торможения негативных проявлений личности посредством отрицательной оценки ее поведения, а не самой личности, один из способов требования и принуждения следовать нормам, формировать чувство вины и раскаяния.
Иными словами, наказание выступает как одно из средств педагогического воздействия, которое используется, если не выполнены установленные в обществе поведенческие нормы.
К особенностям применения метода наказания относят:
- наказание не должен сопровождать крик, злость, раздражение, но это не должно быть похоже и на упрашивание;
- наказание должно быть разумно и не должно противоречить здравому смыслу;
- словесные воспитательные воздействия не дают позитивных результатов, если их не подкрепляет практический опыт трудновоспитуемых, реальных поступков и действий окружающих;
- Макаренко высказывал мысли, касающиеся методики применения наказаний по отношению к трудновоспитуемым детям: он не рекомендует к использованию наказания в такой ситуации, когда воспитатель не уверен, что после такого воздействия поведение воспитанника изменится;
- чтобы получить от наказания результат, ребенку необходимо пережить чувство вины, он должен осознать, что нарушил хорошие взаимоотношения с педагогом, наказания не должны причинять детям физических страданий;
- оно имеет смысл только тогда, когда наказуемый понимает, что им были нарушены требования со стороны коллектива;
- у трудновоспитуемых детей отсутствуют твердые нормы морали. Чтобы наказание давало результат, необходимо восстановить единые требования в семье и школе, создать твердые правила, четкий режим и традиции;
- наказания не должны повторяться часто, так как они теряют силу в глазах детей;
- наказание должно воспитывать, то есть сопровождаться и другими мерами воздействия – разъяснение, изменение режима и пр.;
- используя метод наказания, необходимо соблюдать закон неприкосновенности личности. Нужно определять только поступки и конкретные действия, нельзя говорить «ты плохой», нужно сказать «ты сделал плохо»;
- наказание должно базироваться на общественном мнении, то есть его необходимо поддерживать со стороны всех членов семьи, иначе наказанный становится жертвой, а наказание не достигнет цели;
- наказание должно носить индивидуальный характер, необходимо разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, которые предшествовали совершению поступку.
Особенности применения метода поощрения
Поощрение – это один из методов воспитания, противопоставляемый наказанию, он представлен материальной либо моральной мерой признания заслуг.
Особенности применения метода поощрения заключаются в следующих аспектах:
- среди трудновоспитуемых детей могут встречаться и такие, которых не за что поощрить;
- используя поощрения, необходимо учитывать особенности характера учащегося. Поощрение особенно нужно неуверенным в себе детям – позитивная оценка труда, поведения и поступков, укрепляет в них веру в себя, поднимая на новую ступень нравственное развитие;
- поощрение должно быть индивидуализированным;
- поощрение должно идти от коллектива или лица, которое пользуется авторитетом в глазах ребенка;
- поощрение должно следовать только за те поступки ученика, которые действительно требуют от него волю и трудолюбие;
- поощрение должно помочь учащимся осознать наличие у себя определенных положительных качеств, поверить в себя, возбудить желание стать лучше;
- поощрять стоить только такой положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в рассматриваемых условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемых детей положительные эмоции;
- формой и ценой поощрения должны компенсироваться трудности, преодолеваемые ребенком, при совершении данного положительного поступка, они должны иметь значение для рассматриваемой личности, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- при поощрении ребенка, необходимо говорить о конкретном поступке, который и стал причиной награды;
- поощрение должно быть справедливым.
Необходимо отметить, что добиться положительного результата при воспитании трудновоспитуемых детей, при нерациональном использовании методов поощрения и наказания, невозможно.