Понятие, формы и свойства мышления
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания (отражения) человеком окружающего его мира.
Сущность отражения мира заключается в:
- выявление существенных и общих свойств явлений и предметов, их свойств;
- существенных закономерностей и отношений между явлениями и предметами.
Основными формами мышления являются:
- Понятие – форма мышления, отражающая существенные и общие свойства явлений и предметов.
- Суждение – форма мышления, отражающая отношения и связи между явлениями и предметами, их признаками и свойствами.
- Умозаключение – форма мышления, в результате которой осуществляется сопоставление и анализ разнообразных суждений, на основании человек выводит новое суждение.
Свойствами мышления являются:
- Отвлеченность – заключается в том, что человек при восприятии предмета способен выделять только те его свойства, которые необходимы в данный момент для решения конкретной проблемы. Остальные же признаки не замечаются человеком и не берутся во внимание.
- Обобщенность – тесно связана с отвлеченностью, позволяет не только выделить, но и сосредоточить свою мысль на том, что наиболее важно в группе признаков или явлений.
Виды мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- отвлеченное.
Кроме того, выделяют такие виды мышления как аналитическое, эмпирическое, интуитивное, теоретическое, мифологическое и аутистическое.
Характеристика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста
В процессе своего развития каждому ребенку приходится решать некоторые вопросы, которые встают перед ним в процессе его деятельности. Данные вопросы переходят их деятельности теоретической в практическую. Успешность разрешения вопросов, проблем и ситуаций зависит от степени развития у ребенка практической деятельности. Именно внутри нее осуществляется развитие мышления ребенка.
Мышление ребенка дошкольного возраста в основном наглядно-действенное. То есть анализ и синтез познаваемых им предметов происходит во время того, когда ребенок трогает их руками, совершает с ними определенные действия (скрепляет, разъединяет, соотносит и т.д.). Некоторые дети в процессе познания ломают игрушки, им интересно посмотреть «что там внутри», «почему крутятся колеса» и т.д. Таким образом, проявляется любознательность.
Такой вид мышления у детей дошкольного возраста обусловлен тем, что ведущей деятельностью ребенка 1-3 лет, является предметно-манипулятивная деятельность.
Полноценность развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста осуществляется посредством игр с конструкторами, пазлами, головоломками, мозаиками и т.д.
Особенностями наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста являются:
- Данный вид мышления может быть использован только лишь в наглядной ситуации, когда ребенок имеет возможность непосредственно взаимодействовать с предметами (потрогать, покрутить, повернуть и т.д.).
- Наглядно-действенное мышление проявляется только тогда, когда ребенок имеет возможность совершить с предметом определенные действия (разобрать, открутить, собрать и т.д.).
Наглядно-действенное мышление не может быть использовано тогда, когда перед ребенком находятся невоспринимаемые вещи (радуга, ветер, облака и т.д.) или вещи, которые могут быть восприняты, но они не являются объектами какой-либо деятельности.
Таким образом, именно действие с предметов выступает основным способом наглядно-действенного мышления.
Основной целью и ожидаемым результатом наглядно-действенного мышления являются: изменение взаимного расположения элементов предмета или всего предмета и соответственно изменение ситуации действия вокруг предмета (его элементов).
Характер наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста очень ярков проявляется в демонстрации речи ребенка-дошкольника, его стремлении произвольно изменить слова, чтобы они выражали не определенный предмет, а его действие, например, ребенок может говорить не «сухарик», а «кусарик», тем самым указывая на то, какое действие необходимо совершать с данным предметом.
Таким образом, наглядно-действенное мышление ребенка дошкольного возраста осуществляется посредством материального практического действия с определенным предметом, что порождает у ребенка идеальные образования-обобщения схожих способов совершения данного действия и соответствующих ему сходных свойств объектов действия. То есть происходит обобщение, воплощение и переход совершаемого действия в практический навык.