Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Начальная школа в СССР и современной России

Организация начального школьного образования в СССР

Замечание 1

Начальное образование – это этап начального обучения ребенка в общеобразовательном заведении.

Начальное образование ориентировано на получение знаний об окружающем мире, придания им научной направленности, освоение основ математической науки, изучение родного языка, освоение литературы и искусства.

Начальное образование имело свои отличия в разные временные эпохи. Что касается начального школьного обучения периода советского государства, то оно имело разные вариации функционирования, определяемые реалиями советского государства и его идеологией.

Становление советского образования начинается с момента создания новой системы образования, основанной на его разделении на дошкольное, школьное и профессиональное.

В первые годы начальное школьное обучение занимало пять лет. Образование стало доступным для каждого и приобрело обязательный характер. Существовала единая трудовая школа. Образование приобрело ступенчатый характер, т.е. начальное школьное обучение – это первая ступень.

На начальном этапе обучение в школе строилось посредством экспериментов, т.е. разрабатывались варианты образовательных программ, методов и средств обучения. К примеру, было введено пробное внедрение в образовательную программу начальной школы изучения родного края во всех его аспектах: история, география, флора, фауна, сельское хозяйство и т.д.

Эксперименты в начальном школьном образовании отражали становление советской идеологии. Ее формирование отразилось и на обучении: к 30-м годам XX столетия эксперименты в образовании свернулись и была разработана единая система обучения.

Что касается начального школьного образования, то с 1932 года оно становится четырехлетним. С этого времени вводится единая система профессионального образования и подготовки педагогов, единые программы обучения на всех его этапах, единые учебники, единые требования к условиям реализации образовательной деятельности.

«Начальная школа в СССР и современной России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, начальное школьное образование советского периода полностью отражало идеологию советского государства:

  1. Подготовка детей в октябрята. Детей готовили к вступлению в октябрята. На этом основывалось целевое назначение образовательной деятельности;
  2. Разделение классов на звездочки – по пять человек. Таким образом, педагоги выявляли лидеров и пассивных членов коллектива;
  3. Жесткое формализированное управление и контроль за деятельностью учащихся;
  4. Воспитание духа коллективизма как основа учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
  5. Стандартизированное обучение. Образование в начальной школе основывалось на стандартных программах;
  6. Жесткая дисциплина. Соблюдение строгого режима, санитарно-гигиенических норм, авторитетность педагога, наказание, как ведущий метод воспитательного воздействия. Любые проступки учащихся строго наказывались, в частности, ребенок лишался возможности вступления в октябрята и пионеры.

После ВОВ происходит реформирование системы образования. Начальное образование начинает переход на индивидуальный подход, и в его основе лежит развивающий характер обучения. Стандартные программы обучения и формализм в образовании теряют свою актуальность, и начинают внедряться нестандартные методики. Начальное школьное образование реализует политику преодоления отрыва школы от реальной жизнедеятельности.

Основные отличия начальной школы СССР и современности

К основным отличиям начального школьного обучения в период Советского Союза от современной системы образования относятся:

  1. Внешний вид школьника. В СССР была введена единая школьная форма. Она имела отличия для учащихся начальной, средней и старшей школы, но она была единой для всех учащихся начальной школы. В настоящее время, школы самостоятельно решают вопросы введения формы: могут ввести форму, а могут не вводить. При введении формы, нет четких требований к ее деталям.
  2. Начиная с 90-х годов происходит сокращение начального школьного образования до трехлетнего периода, однако, в настоящее время, снова возобновилось четырехлетнее обучение. Что касается СССР, то начальное образование составляло четыре года: с первого по четвертый классы.
  3. Единая образовательная программа. В СССР принималась единая программа начального школьного образования для всех школ. В настоящее время, каждая школа обладает правом разработки своей образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС касательно начального школьного образования.
  4. Ориентация начального образования. В СССР, в первую очередь, уделялось внимание трудовому развитию ребенка: приобщение к труду, выполнение его различных видов, формирование осознанного принятия полезности и значимости труда. В настоящее время, трудовому воспитанию не отводится столь значимого места. Начальное школьное образование ориентировано на всестороннее развитие личности и формирование познавательной заинтересованности младшего школьника.
  5. Авторитетность педагога. В школах СССР педагогу отводилась роль второго родителя. Его авторитет не мог быть оспорен. В настоящее время учащиеся выступают субъектами обучения. Педагоги должны уважать их мнение, желания и потребности, а также им предоставляется выбор собственного образовательного маршрута.
  6. Актуальность иностранных языков в образовательной программе начальной школы современности и малое внимание к языковому познанию в СССР.
  7. Шестидневная учебная неделя в СССР и пятидневная в современном образовании. Нагрузка распределялась по дням недели. В настоящее время наблюдается сложность адаптации младших школьников к новой социальной среде из-за повышенной нагрузки.
  8. Упор на развитие основ чистописания в период СССР. Чистописание было основой развития младшего школьника. В настоящее время, этому не уделяется внимания, поскольку, каждый ребенок принимается, как индивидуальность, со своими способностями, почерком и т. д. Также, в век информатизации письмо теряет свою актуальность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot