Организация начального школьного образования в СССР
Начальное образование – это этап начального обучения ребенка в общеобразовательном заведении.
Начальное образование ориентировано на получение знаний об окружающем мире, придания им научной направленности, освоение основ математической науки, изучение родного языка, освоение литературы и искусства.
Начальное образование имело свои отличия в разные временные эпохи. Что касается начального школьного обучения периода советского государства, то оно имело разные вариации функционирования, определяемые реалиями советского государства и его идеологией.
Становление советского образования начинается с момента создания новой системы образования, основанной на его разделении на дошкольное, школьное и профессиональное.
В первые годы начальное школьное обучение занимало пять лет. Образование стало доступным для каждого и приобрело обязательный характер. Существовала единая трудовая школа. Образование приобрело ступенчатый характер, т.е. начальное школьное обучение – это первая ступень.
На начальном этапе обучение в школе строилось посредством экспериментов, т.е. разрабатывались варианты образовательных программ, методов и средств обучения. К примеру, было введено пробное внедрение в образовательную программу начальной школы изучения родного края во всех его аспектах: история, география, флора, фауна, сельское хозяйство и т.д.
Эксперименты в начальном школьном образовании отражали становление советской идеологии. Ее формирование отразилось и на обучении: к 30-м годам XX столетия эксперименты в образовании свернулись и была разработана единая система обучения.
Что касается начального школьного образования, то с 1932 года оно становится четырехлетним. С этого времени вводится единая система профессионального образования и подготовки педагогов, единые программы обучения на всех его этапах, единые учебники, единые требования к условиям реализации образовательной деятельности.
Таким образом, начальное школьное образование советского периода полностью отражало идеологию советского государства:
- Подготовка детей в октябрята. Детей готовили к вступлению в октябрята. На этом основывалось целевое назначение образовательной деятельности;
- Разделение классов на звездочки – по пять человек. Таким образом, педагоги выявляли лидеров и пассивных членов коллектива;
- Жесткое формализированное управление и контроль за деятельностью учащихся;
- Воспитание духа коллективизма как основа учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
- Стандартизированное обучение. Образование в начальной школе основывалось на стандартных программах;
- Жесткая дисциплина. Соблюдение строгого режима, санитарно-гигиенических норм, авторитетность педагога, наказание, как ведущий метод воспитательного воздействия. Любые проступки учащихся строго наказывались, в частности, ребенок лишался возможности вступления в октябрята и пионеры.
После ВОВ происходит реформирование системы образования. Начальное образование начинает переход на индивидуальный подход, и в его основе лежит развивающий характер обучения. Стандартные программы обучения и формализм в образовании теряют свою актуальность, и начинают внедряться нестандартные методики. Начальное школьное образование реализует политику преодоления отрыва школы от реальной жизнедеятельности.
Основные отличия начальной школы СССР и современности
К основным отличиям начального школьного обучения в период Советского Союза от современной системы образования относятся:
- Внешний вид школьника. В СССР была введена единая школьная форма. Она имела отличия для учащихся начальной, средней и старшей школы, но она была единой для всех учащихся начальной школы. В настоящее время, школы самостоятельно решают вопросы введения формы: могут ввести форму, а могут не вводить. При введении формы, нет четких требований к ее деталям.
- Начиная с 90-х годов происходит сокращение начального школьного образования до трехлетнего периода, однако, в настоящее время, снова возобновилось четырехлетнее обучение. Что касается СССР, то начальное образование составляло четыре года: с первого по четвертый классы.
- Единая образовательная программа. В СССР принималась единая программа начального школьного образования для всех школ. В настоящее время, каждая школа обладает правом разработки своей образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС касательно начального школьного образования.
- Ориентация начального образования. В СССР, в первую очередь, уделялось внимание трудовому развитию ребенка: приобщение к труду, выполнение его различных видов, формирование осознанного принятия полезности и значимости труда. В настоящее время, трудовому воспитанию не отводится столь значимого места. Начальное школьное образование ориентировано на всестороннее развитие личности и формирование познавательной заинтересованности младшего школьника.
- Авторитетность педагога. В школах СССР педагогу отводилась роль второго родителя. Его авторитет не мог быть оспорен. В настоящее время учащиеся выступают субъектами обучения. Педагоги должны уважать их мнение, желания и потребности, а также им предоставляется выбор собственного образовательного маршрута.
- Актуальность иностранных языков в образовательной программе начальной школы современности и малое внимание к языковому познанию в СССР.
- Шестидневная учебная неделя в СССР и пятидневная в современном образовании. Нагрузка распределялась по дням недели. В настоящее время наблюдается сложность адаптации младших школьников к новой социальной среде из-за повышенной нагрузки.
- Упор на развитие основ чистописания в период СССР. Чистописание было основой развития младшего школьника. В настоящее время, этому не уделяется внимания, поскольку, каждый ребенок принимается, как индивидуальность, со своими способностями, почерком и т. д. Также, в век информатизации письмо теряет свою актуальность.