Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мышление в младшем школьном возрасте

Определение 1

Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающей действительности, в психике человека.

В основе мышления заложено произвольное оперирование образами, которое позволяет во внутреннем плане решать разнообразные проблемные ситуации.

Психологические особенности младших школьников

Определение 2

Младший школьный возраст – это возраст от 6-ти до 11-ти лет.

Данные границы являются условными, так как они связаны с индивидуальными психологическими характеристиками каждого ребенка. Определение границ, помимо психологических характеристик, обусловлено теорией психического развития и психологической возрастной периодизацией.

Младший школьный возраст считается «спокойным» как в психологическом, так и физиологическом отношении. Рост тела ребенка продолжается, но уже не так быстро, как в дошкольном возрасте. Рост осуществляется за счет туловища, что позволяет сохранять пропорции тела неизмененными.

Младший школьный возраст является благоприятным возрастным периодом для формирования у детей способностей к длительной и целенаправленной деятельности.

Максимум игровой двигательной активности детей приходится на период 8-9 лет. Это проявляется в том, что на переменах дети компенсируют вынужденную неподвижность бурной двигательной активностью, обусловленной их физиологической потребностью.

Замечание 1

Еще одной особенностью младшего школьного возраста является переход от игровой деятельности к учебной, которая становится ведущим видом деятельности ребенка.

В психике младшего школьника также происходят изменения, которые проявляются в том, что все психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребенок учится ими управлять. Так, ребенок младшего школьного возраста способен управлять собственным мышлением, памятью, восприятием, эмоциями и воображением. Что делает его в сравнении с дошкольником более спокойным и уравновешенным.

«Мышление в младшем школьном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

Особенность мышления детей младшего школьного возраста заключается в том, что оно становится доминирующей функцией. Завершается процесс перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Однако в силу возраста, у многих детей младшего школьного возраста мышление страдает различными недостатками. Наиболее распространенным является недостаток, который называется «феномен Пиаже».

С целью определения его наличия и последующего исправления ситуации, педагоги начальных классов проводят с детьми ряд диагностических экспериментов:

  1. Педагог скатывает из двух равных кусочков пластилина шарики и спрашивает равное ли в них количество пластилина. Дети подтверждают. После этого педагог из одного шарика скатывает колбаску и повторяет вопрос. В этом случае, некоторые дети отвечают, что в колбаске пластилина больше.
  2. Педагог берет три сосуда – два одинаковых, а третий более узкий, наливает в одинаковые сосуды равное количество воды и уточняет у детей действительно ли в сосудах воды поровну. Дети этот факт подтверждают. После из одного сосуда учитель переливает воду в более узкий и высокий сосуд и повторяет вопрос. Часть детей говорят, что в узком сосуде воды больше.

Такого рода опыты наглядно позволяют педагогу понять уровень развития мышления у детей, и при необходимости предпринять меры по его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Данная работа очень важная для дальнейшего успешного развития ребенка и эффективного усвоения учебного материала. Необходимо научить детей правильно сравнивать объекты, так как практически весь учебный материал основан на сравнении.

Сравнивать предметы следует не только по конкретному общему свойству, но и по разным свойствам. Первоначально нужно научить детей находить и отличать данные свойства, а после уже осуществлять сравнение. Такое построение процесса обучения связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок входит в новый мир школы, где ему не все понятно, он испытывает некоторый стресс и дискомфорт. Если до обучения в школе, дети открывали для себя мир вещей, то в школе им предстоит раскрыть новый мир – это мир относительно новых свойств, связанных с внутренней организацией. А это будет возможно только тогда, когда каждый ребенок начнет понимать, что предмет – это не только вещь, но определенная система свойств. Поможет ему в этом развитое мышление.

Работу по формированию и развитию мышления у детей младшего школьного возраста необходимо начинать с исправления феномена Пиаже. Для этого педагог проводит ряд занятий, имеющих следующее содержание:

  1. Чтобы научить детей видеть в каждом предмете его свойства, педагог показывает детям предмет и задает наводящие вопросы: «Из чего сделан?», «Какого цвета?» и т.д. Данное упражнение может проводиться в форме игры, кто назовет больше свойств. После того как дети поймут, что каждый предмет – это система свойств и явлений, научатся их находить самостоятельно, можно будет переходить к сравнению предметов.
  2. Педагог показывает несколько предметов и просит детей назвать их общие свойства. Либо предмет может быть задуман, а дети путем наводящих вопросов по свойствам предмета должны понять, что именно загадал педагог. Решение может быть принято детьми коллективно, либо педагог может провести упражнение в виде соревнования, поделив класс на две команды.

Организация такого рода занятий позволит детям избавиться от феномена Пиаже. Однако даже если прогресс в развитии мышления заметен, упражнения не стоит прекращать, периодически их стоит проводить в качестве мини-игр, отвлекающий упражнений и т.д.

Данная работа с детьми младшего школьного возраста будет способствовать развитию у каждого ребенка правильного и обоснованного мышления.

В настоящее время процесс обучения в школе построен таким образом, что преобладает словесно-логическое мышление, именно оно получает преимущество в развитии. Это связано с тем, что работа с наглядными образцами активно ведется в первые годы обучения, в последующем она значительно сокращается. Образное мышление становится все менее востребованным.

В конце младшего школьного возраста по типу мышления детей принято подразделять на группы:

  • Теоретики или мыслители – легко решают устные задания
  • Практики – для решения им необходима наглядность
  • Художники – имеют яркое образное мышление

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Дата последнего обновления статьи: 03.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot