Музыкотерапия – это использование музыки для развития ребенка, улучшения его эмоционального и психического состояния, преодоления неблагоприятных моментов в социализации, формирования коммуникативных связей и повышения самооценки.
Музыкотерапия оказывает положительное воздействие на развитие у детей навыков самоконтроля, координации своих действий и поступков, устранения бурного эмоционального реагирования, особенно агрессивного характера.
Музыкотерапия предполагает применение педагогами дошкольного образовательного заведения музыки в различных видах детской деятельности. музыка может быть использована в любых видах: это может быть игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, прослушивание музыкальных записей на магнитофоне, ПК и иных современных гаджетах.
Основные разновидности музыкотерапии
Существует несколько разновидностей музыкотерапии. Они подразделяются по нескольким основаниям.
В зависимости от количества дошкольников, охватываемых терапевтическими занятиями, музыкотерапия может носить индивидуальный или групповой характер.
Индивидуальная музыкотерапия реализуется в трех основных формах:
- Коммуникативная форма. Она предполагает совместное прослушивание музыкальных произведений педагогом и ребенком, чтобы сблизить их, помочь достичь взаимопонимания в отношениях, улучшить динамику их коммуникативных связей;
- Реактивная форма. Она предполагает способствование очищению организма ребенка, его психики, посредством музыки;
- Направляющая форма. Она ориентирована на расслабление ребенка, снятие его психического напряжения, стабилизацию нервных расстройств, приведение психического и эмоционального состояния ребенка к сбалансированному состоянию.
Каждая из форм может быть использована как отдельно, так и в комплексе с другими.
Групповая музыкотерапия ориентирована на развитие общения и построение взаимодействия между детьми. Музыка помогает детям преодолеть стеснение и придает коммуникативным связям эмоциональный окрас, насыщая их чувственным компонентом. Процесс общения между детьми приобретает динамичный характер благодаря музыкотерапии.
В зависимости от степени воспитательного воздействия, музыкотерапия может быть активной и пассивной.
Пассивная музыкотерапия ориентирована на оказание положительного воздействия на динамику психических процессов организма, приятное досуговое времяпрепровождение, расслабление детского организма после разнородных стрессов, усталости. Такая музыкотерапия предполагает включение музыки в качестве фона при игровой деятельности, расслабляющих мелодий для засыпания.
Что касается активной музыкотерапии, то она нацелена на устранение трудностей и проблем с развитием коммуникативных навыков. Она позволяет оказать воздействие на конкретное коммуникативное расстройство для его устранения или сглаживания. В этом случае, педагог проводит индивидуальные занятия с ребенком, подбирая музыкальную программу, исходя их степени его коммуникативного расстройства, его разновидности и динамики развития.
Принципы реализации музыкотерапии, ориентированной на развитие коммуникативных способностей дошкольников
Музыка помогает организовать общение и взаимодействие детей. терапевтические музыкальные занятия играют профилактическую роль в развитии дефектов коммуникативного взаимодействия дошкольников.
Организация музыкотерапии предполагает опору на ряд принципов. К ним относятся:
- Принцип направленности на целостное восприятие человеческой личности. Он означает, что при музыкальном прослушивании, использовании музыки в занятиях с детьми необходимо учитывать равнозначность вербальных и невербальных представлений личности дошкольника;
- Принцип фольклорной игры. Он означает, что в развитии музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста актуально применение устного народного творчества. Дети, могут принимать участие в различных видах и направлениях музыкального творчество, в зависимости от их индивидуальных особенностей развития и творческих задатков. Данный принцип отражает возможности ребенка в самореализации и самовыражении в музыкальном творчестве. Дети принимают участия в игровых музыкальных занятиях, мероприятиях ДОУ, где они исполняют индивидуальные роли, позволяющие самораскрыться и развиться каждому участвующему ребенку. Это развивает воображение детей, активизирует их фантазию, что, в свою очередь, придает процессу воспитания и обучения эмоциональный окрас. Музыкальное творчество устраняет коммуникативные затруднения детей, переводит их общение на новый уровень развития;
- Принцип многомерности и концентрации. Он означает, что каждое музыкальное занятие или упражнение ориентировано на решение конкретной задачи в сфере развития коммуникативных навыков дошкольника и, при этом, одновременно решают большое количество иных задач по развитию коммуникации;
- Принцип доверия. Он предполагает веру педагога в каждого учащегося, наличие у него творческого потенциала, который можно раскрыть и эффективно реализовать на практике.
Упражнения и игры из арсенала музыкотерапии
В музыкотерапии дошкольников применяется большое количество разнообразных игр и упражнений. Особого внимания заслуживает система упражнений «Фонопедический метод развития голоса». Он позволяет раскрепостить ребенка, развить его артикуляционные навыки и дыхательную систему, что положительно влияет на устранение стеснения, закрытости при построении коммуникативных контактов.
Также, актуально использования комплексных методик, базирующихся на сочетании музыки с танцевальными движениями. Детям предлагается двигаться в такт музыкальных композиций, выполнять конкретные упражнения статичного или динамичного характера. Это не только активизирует коммуникативные навыки дошкольника, раскрепощает его, но и способствует формированию эстетического вкуса и физическому развитию детского организма.
Основным средством воспитания, ориентированным на развитие коммуникативных навыков дошкольника, является пение. Оно способствует:
- коррекции речевых дефектов детей;
- развитию плавной, четкой речи;
- формированию правильного дыхания;
- регулированию фонации и артикуляции;
- ликвидации психологических барьеров;
- установлению социальных контактов.
Дошкольный возраст определяет актуальность использования игровых музыкальных методов в формировании коммуникативных навыков детей. например, существует игра «доверие», предполагающая парное взаимодействие детей, при котором один из детей ведет другого, когда у того закрыты глаза. Действие сопровождается спокойной музыкой. Эта игра помогает разить доверие детей друг к другу и укрепляет коммуникативные связи между ними.