Мультимедийные технологии – это средства телекоммуникации, аудио и видео связи, информационные ресурсы, которые в своей совокупности и взаимодействии позволяют организовать разные направления деятельности, реализовать управление и координацию функционирования различных сфер.
Данные технологии находят активное применение в системе коррекционного обучения. Они позволяют создать условия для освоения учащимися разных видов деятельности, привлечь их к образовательному процессу и скорректировать их познавательные возможности.
Одним из частых отклонений в развитии детей младшего школьного возраста является дисграфия.
Дисграфия – это нарушение письменной речи, проявляющееся в неспособности полноценного овладения письмом, постоянных ошибках в написании, вследствие недоразвития психических функций, которые лежат в основе формирования письменной речи учащихся.
Мультимедийные технологии находят активное применение в коррекционной работе, ориентированной на устранение дисграфии у учащихся начальной школы.
Рассмотрим применение различных мультимедийных средств.
Использование интерактивной доски в коррекционном образовательном процессе
Интерактивная доска – это мультимедийное средство, представленное в виде сенсорного экрана.
Возможности применения мультимедийных досок в коррекционном образовательном процессе школы достаточно разнообразны. Использование интерактивной доски в логопедической коррекционной терапии позволяет:
- Сократить временные ресурсы на освоение коррекционного образовательного материала.
- Сохранять и, в нужное время, воспроизводить, записи учащихся на доске, для анализа их ошибок.
- Сделать процесс обучения более вариативным и плодотворным.
- Повысить наглядность обучения и степень усвоения учебного материала учащимися.
- Использовать в логопедической коррекции широкий спектр визуальных средств.
- Сформировать направленность внимания учащихся на конкретный материал, предлагаемый педагогом и логопедом.
Следует отметить, что логопедическая коррекция отклонений в письменной речи учащихся приобретает более эффективный характер при использовании интерактивной доски. Она позволяет развить навыки анализа учащихся, включить в работу языковой и визуальный анализатор для развития грамматических функций и формирования навыков словообразования и словоизменения, с чем особенно возникают проблемы у детей с дисграфией.
Функциональная роль интерактивной доски в устранении проблем с письменной речью младших школьников, сокращении количества совершаемых ошибок при письме, сводится к следующему:
- Визуальное представление словообразования;
- Усвоение количества и последовательности слов в предложении;
- Формирование навыков правильной постановки слов в предложениях т.е. каждый член предложения на своем грамматическом месте;
- Развитие навыков понимания причинно-следственной структуры предложения;
- Демонстрация алгоритма написания слов и предложений, выполнения упражнений и разнородных заданий;
- Представление слов в виде картинок. Это позволяет развить у детей с дисграфией соответствие между словом и понятием;
- Контроль за письменной речью каждого учащегося и своевременное устранение ошибок написания;
- Быстрый и продуктивный контроль грамматических навыков учащихся, посредством использования разнообразных тестовых заданий.
Таким образом, интерактивная доска обладает огромным коррекционным потенциалом. Она позволяет реализовать принципы наглядности, интерактивности, коммуникативности обучения и реализовывать его в разных формах.
Использование ПК в коррекции дисграфии
Компьютер является важным средством коррекционного обучения. У него имеются разнообразные программы, которые находят применение в логопедической коррекции.
Так, в устранении недостатков письменной речи учащихся начальной школы компьютер используется в следующих направлениях:
- Синтаксическое развитие речи. Оно связано с формированием навыков анализа и синтеза у учащихся начальной школы, страдающих разной степенью дисграфии. Для работы используются разнообразные текстовые программы. Они позволяют сформировать навыки расстановки слов в предложениях, дают наглядное представление ошибок и своевременное их исправление, формируют навыки дифференцированного написания приставок, предлогов, расставления границ предложения.
- Развитие лексико-грамматических навыков. Здесь, происходит активизация словарного запаса учащихся и составление предложений с разным составом.
- Формирование фонематических навыков. Детям даются задания на вставку пропущенных букв, исправление ошибок (неверная буква, слог).
Для коррекционной работы применяются разнообразные компьютерные программы. Алгоритм их построения опирается на психические особенности развития младшего школьника, а также особенности развития ребенка с дисграфией.
Компьютерные программы для коррекции дисграфии у учащихся начальной школы
Для коррекционного обучения формируется большое количество компьютерных программ. Каждая из них имеет свою направленность обучения и ориентирована на развитие конкретных речевых навыков учащегося и устранение специфических ошибок его письменной речи.
Разновидностями таких программ являются:
- Программы по развитию письменной речи учащихся. Они опираются на применение текстового редактора Word и системы специальных упражнений, письменных заданий, ориентированных на формирование понимания собственной речи, осознанного написания с соблюдением всех грамматических правил, а также, систему работы над ошибками т.е. редактирование собственной речи и развитие видения своих ошибок – навыков их нахождения и устранения.
- Развивающие игры «logo». Они направлены на формирование у учащихся начальной коррекционной школы навыков сопоставления слов с действием, а также слов с образами. Данные программы направлены на использование речи как способа мотивации к деятельности и способа описания случившегося.
- Игра в слова. Данные программы ориентированы на формирование навыков составления слов. В качестве заданий используются кроссворды разных тем.
- Программы специализированной направленности. Они ориентированы на познание учащимися с тем или иным отклонением в развитии окружающего мира. Обучение строится с учетом специфики дисграфии, особенностей психического развития ребенка с данным нарушением и предполагает формирование причинно-следственных связей и зависимостей различных процессов окружающего мира и их отражение в устной и письменной речи. К таким программам относится: «Мир вокруг нас», «Планета Земля», «Расскажи, что видишь за окном».