Мотивация учебной деятельности
Мотивация – это побуждение действовать, один из психофизиологических процессов, управляющий человеческим поведением и задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, определяющий способность человека к деятельному удовлетворению своих потребностей.
Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в процесс учения. Эта мотивация системна, ей характерна направленность, устойчивость и динамичность.
Мотивы учебной деятельности – это побуждения, которыми характеризуется деятельность учащегося в школе.
Мотивы учения могут быть внутренними и внешними:
- внутренние мотивы носят личностно значимый характер и обусловлены познавательными потребностями субъекта, удовольствием, которое он получает от процесса познания и реализации непосредственного личностного потенциала. Доминированию внутренней мотивации характерно проявление высокой познавательной активности ученика в процессе учебной деятельности. Желание овладеть учебным материалом – мотив и цель учения;
- внешним мотивам характерно то, что желание овладеть содержанием учебного предмета – не цель учения, а средство достичь другие разноплановые цели. К таким целям можно отнести желание получить хорошую оценку, стипендию, подчиняться требованиям учителя, получить похвалу, признание товарищей и пр. Содержание учебных предметов не представляет для учащегося личностной значимости.
Важное место в изучении мотивации учебной деятельности отведено изучению уровней ее развития у школьников. Современными психологами выделены следующие уровни:
- негативное отношение к учению – доминирует мотив избегания наказания. В результате формируется неуверенность в собственных силах и неудовлетворенность собой;
- нейтральное отношение к учению – интерес к результатам учения – неустойчив, вследствие чего формируются неуверенность и переживание скуки;
- позитивное ситуативное отношение к учению – наличествует познавательный мотив как интерес к результату учения в виде оценки учителя и как проявление социальной ответственности. Характеризуется неустойчивостью мотивов;
- позитивное отношение к учению – есть познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний;
- активное и творческое отношение к учению – отмечены мотивы самообразования, их самостоятельность, осознание соотношения своих мотивов с целями;
- личностное, ответственное и активное отношение к учению – один из мотивов совершенствования методов сотрудничества в процессе учебно-познавательной деятельности.
При рассмотрении мотивации в плане уровня ее сформированности, можно выделить:
- первый уровень – высокая учебная мотивация и активность. Ученики четко выполняют указания учителя, добросовестно и ответственно, переживают, если получают неудовлетворительную отметку;
- второй уровень – хорошая учебная мотивация – средняя норма;
- третий уровень – положительное отношение к школе, но они привлекательна внеучебной деятельностью. Дети благополучно чувствуют себя в школе, общаются с друзьями и учителями. При этом учебный процесс мало привлекателен;
- четвертый уровень – низкая мотивация. Такие ученики неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Отмечаются затруднения в учебной деятельности;
- пятый уровень – отрицательное отношение к школе, школьная дезадаптация. Ученики не справляются учебой, затрудняются в общении с одноклассниками и взаимоотношениях с учителем.
Психологические особенности мотивации учебной деятельности подростков
Согласно периодизации психического развития личности, подростковый возраст – это возраст от 11-12 до 15 лет, то есть отрезок между юностью и детством. Это один из кризисных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Школьники подросткового возраста – это учащиеся средних классов. Обучение и развитие в средней школе принципиально отличается от таких в начальной школе. Также специфичность определяется и кризисностью возраста.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте по своим внешним проявлениям не имеет существенных отличий от таковой в детстве. Социальный статус подростка сохраняется. Все подростки продолжают школьное обучение и остаются под опекой родителей и государства. Отличия затрагивают внутреннее содержание, они иначе расставляют акценты: школа, семья и ровесники приобретают новые значения и смыслы.
В первую очередь у подростка закрепляются познавательные мотивы и интерес к получению новых знаний. У большинства школьников этого возраста интерес к фактам сменяет интерес к закономерностям. Вместе с познавательными интересами решающее значение имеют понимание значимости знаний. Подростку важно осознавать и осмысливать жизненное значение знаний и в первую очередь, их значение для развитой личности.
Эмоциональное благополучие в подростковом возрасте также во многом определяется оценкой его учебной деятельности взрослым. Оценка имеет для подростка разный смысл. Иногда оценка позволяет подростку выполнять свой долг, занимать достойное место среди товарищей, а иногда заслужить уважение в глазах учителей и родителей.
В подростковом возрасте отмечается совершенствование социальных мотивов учения, так как в процессе осуществления учебной и общественной деятельности, подростки обогащают свои представления о нравственных ценностях и общественных идеалах, которые влияют на понимание учащимся самого смысла учения.
Принципиальный качественный сдвиг у подростком можно обнаружить в позиционных мотивах учения. Их развитие определено стремлением подростком к занятию новой позиции, то есть позиции взрослого в отношениях с окружающими людьми.