Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотивация учебной деятельности у детей и подростков

Мотивация учебной деятельности

Определение 1

Мотивация – это побуждение действовать, один из психофизиологических процессов, управляющий человеческим поведением и задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, определяющий способность человека к деятельному удовлетворению своих потребностей.

Определение 2

Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в процесс учения. Эта мотивация системна, ей характерна направленность, устойчивость и динамичность.

Определение 3

Мотивы учебной деятельности – это побуждения, которыми характеризуется деятельность учащегося в школе.

Мотивы учения могут быть внутренними и внешними:

  • внутренние мотивы носят личностно значимый характер и обусловлены познавательными потребностями субъекта, удовольствием, которое он получает от процесса познания и реализации непосредственного личностного потенциала. Доминированию внутренней мотивации характерно проявление высокой познавательной активности ученика в процессе учебной деятельности. Желание овладеть учебным материалом – мотив и цель учения;
  • внешним мотивам характерно то, что желание овладеть содержанием учебного предмета – не цель учения, а средство достичь другие разноплановые цели. К таким целям можно отнести желание получить хорошую оценку, стипендию, подчиняться требованиям учителя, получить похвалу, признание товарищей и пр. Содержание учебных предметов не представляет для учащегося личностной значимости.

Важное место в изучении мотивации учебной деятельности отведено изучению уровней ее развития у школьников. Современными психологами выделены следующие уровни:

  • негативное отношение к учению – доминирует мотив избегания наказания. В результате формируется неуверенность в собственных силах и неудовлетворенность собой;
  • нейтральное отношение к учению – интерес к результатам учения – неустойчив, вследствие чего формируются неуверенность и переживание скуки;
  • позитивное ситуативное отношение к учению – наличествует познавательный мотив как интерес к результату учения в виде оценки учителя и как проявление социальной ответственности. Характеризуется неустойчивостью мотивов;
  • позитивное отношение к учению – есть познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний;
  • активное и творческое отношение к учению – отмечены мотивы самообразования, их самостоятельность, осознание соотношения своих мотивов с целями;
  • личностное, ответственное и активное отношение к учению – один из мотивов совершенствования методов сотрудничества в процессе учебно-познавательной деятельности.
«Мотивация учебной деятельности у детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При рассмотрении мотивации в плане уровня ее сформированности, можно выделить:

  • первый уровень – высокая учебная мотивация и активность. Ученики четко выполняют указания учителя, добросовестно и ответственно, переживают, если получают неудовлетворительную отметку;
  • второй уровень – хорошая учебная мотивация – средняя норма;
  • третий уровень – положительное отношение к школе, но они привлекательна внеучебной деятельностью. Дети благополучно чувствуют себя в школе, общаются с друзьями и учителями. При этом учебный процесс мало привлекателен;
  • четвертый уровень – низкая мотивация. Такие ученики неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Отмечаются затруднения в учебной деятельности;
  • пятый уровень – отрицательное отношение к школе, школьная дезадаптация. Ученики не справляются учебой, затрудняются в общении с одноклассниками и взаимоотношениях с учителем.

Психологические особенности мотивации учебной деятельности подростков

Согласно периодизации психического развития личности, подростковый возраст – это возраст от 11-12 до 15 лет, то есть отрезок между юностью и детством. Это один из кризисных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Школьники подросткового возраста – это учащиеся средних классов. Обучение и развитие в средней школе принципиально отличается от таких в начальной школе. Также специфичность определяется и кризисностью возраста.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте по своим внешним проявлениям не имеет существенных отличий от таковой в детстве. Социальный статус подростка сохраняется. Все подростки продолжают школьное обучение и остаются под опекой родителей и государства. Отличия затрагивают внутреннее содержание, они иначе расставляют акценты: школа, семья и ровесники приобретают новые значения и смыслы.

В первую очередь у подростка закрепляются познавательные мотивы и интерес к получению новых знаний. У большинства школьников этого возраста интерес к фактам сменяет интерес к закономерностям. Вместе с познавательными интересами решающее значение имеют понимание значимости знаний. Подростку важно осознавать и осмысливать жизненное значение знаний и в первую очередь, их значение для развитой личности.

Эмоциональное благополучие в подростковом возрасте также во многом определяется оценкой его учебной деятельности взрослым. Оценка имеет для подростка разный смысл. Иногда оценка позволяет подростку выполнять свой долг, занимать достойное место среди товарищей, а иногда заслужить уважение в глазах учителей и родителей.

В подростковом возрасте отмечается совершенствование социальных мотивов учения, так как в процессе осуществления учебной и общественной деятельности, подростки обогащают свои представления о нравственных ценностях и общественных идеалах, которые влияют на понимание учащимся самого смысла учения.

Принципиальный качественный сдвиг у подростком можно обнаружить в позиционных мотивах учения. Их развитие определено стремлением подростком к занятию новой позиции, то есть позиции взрослого в отношениях с окружающими людьми.

Дата последнего обновления статьи: 22.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot