Сущность метода моделирования
Моделирование – это один из наглядно-практических методов обучения, представляющий собой выделение и обобщение существенных свойств моделируемого объекта и абстрагирование от несущественных.
Метод моделирования разработали Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Ветлугина Н.А., Подьяков Н.Н., суть его заключается в том, что развитие мышления ребенка идет посредством применения специально созданных схем и моделей, которые наглядно и доступно помогают воспроизводить скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Основа метода – принцип замещения: реальный предмет замещается ребенком другим предметом или его изображением, каким-либо условным обозначением.
Изначально способность к замещению развивается у детей в игровой деятельности – камешком замещают конфету, песком – кашу для куклы и пр. Опыт замещения накапливается в процессе освоения речи и в изобразительной деятельности.
В педагогике дошкольного возраста разработаны технологии обучения детей звуковому анализу слова, конструированию, формированию природоведческих знаний, представлений о труде взрослых и пр. посредством применения метода моделирования.
Основное назначение таких методов – облегчение для ребенка познания, открытие доступа к скрытым, не воспринимаемым непосредственно свойствам, качествам вещей и связям между ними.
Такие скрытые свойства и связи необходимы для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимутся на более высокий уровень обобщения, приближаясь к понятиям.
Моделирование в развитии математических представлений дошкольников
Познание по своей сути рассматривается в качестве процесса моделирования реальности. Сенсорные эталоны при этом – это модельное отражение свойств. Например, геометрическими фигурами обобщенно отражаются существующие в реальности многообразные формы. Соотношение свойств и эталонов аналогично установлению связи между реальным содержанием и моделируемым. Школьник учится соотношению фигур с реальными формами, выделению форм предмета через отнесение к эталону.
Существующая на сегодняшний день практика в дошкольном воспитании не всегда в нужном объеме предоставляет для школьников ряд разнообразных средств освоения реального мира. Большинством программ и технологий предусмотрена фрагментарность использования моделей и процесс развития обособленных и необобщенных умений моделирования на конкретном ограниченном содержании.
Современными исследователями моделирование рассматривается с нескольких точек зрения.
В одних работах моделирование выступает в качестве общей интеллектуальной способности, в других – в качестве вида знаково-символической деятельности. Авторами некоторых работ возможность использования метода моделирования рассматривается в разных видах детской деятельности.
Необходимо отметить, что еще недостаточно полно изучено соотношение реального и идеального в познавательных процессах, воздействие стихийного опыта на процесс освоения модели на развитие умения пользоваться моделью в деятельности, особенности освоения модели в качестве одного из средств знаково-символической деятельности. Недостаточно рассматривается в работах связь освоения модели в качестве познавательного средства для свойств и отношений между предметами и средствами знаково-символической деятельности.
В теории педагогики рассмотрена взаимосвязь познания с моделированием. Из этого следует необходимость более тщательно изучать возможности их взаимодействия и взаиморазвития.
Такое положение превратилось в тему исследования, основа которой – работы, в которых рассмотрена возможность использовать модель и моделирование в качестве средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности. Особый интерес представляется исследованиями особенностей процесса становления моделирования в качестве одного из средств знаковой деятельности и стадий ее развития.
Исследователями было отмечено, что закладка основ моделирования идет в раннем возрасте, формируясь на основании замещения в игре и в продуктивных типах детской деятельности – рисовании, лепки, конструировании. С развитием познания дошкольников происходят и существенные изменения в содержании и структуре моделирования, модели начинают часто использоваться с целью познания окружающего, освоения гносеологической и измерительной функций. Но дошкольники изучают только основы моделирования, что проявляется умением использовать модель в познании разнообразного содержания, выделять и устанавливать связи между замещаемым и замещающим, а также знанием некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.
Освоение свойств и отношений между предметами у дошкольников, как утверждал Венгер Л.А. в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка» ,- является сложным и неравномерным процессом, основание которого – соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития детьми выделяются и абстрагируются свойства из всего объема разнообразных свойств, которые свойственны рассматриваемому предмету. Чем богаче опыт познания предметного мира, обширнее объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку переходить на более высокую ступень – осваивать обобщение, учиться упорядочиванию, группированию и классификации по свойствам, подходить к пониманию существенных связей и логических отношений предметов и явлений мира.
Сложность познания свойств и отношений предметов у детей дошкольников обусловлена противоречием образности их мышления и логики, абстрактности свойств, связей и отношений.
В определенных исследованиях доказана необходимость разработать и использовать дополнительные модели – более конкретные, сконструированные в соответствии с особенностями детского восприятия, чтобы они бы более эффективно их понимать и использовать детьми-дошкольниками.