Функциональная роль младшего воспитателя в ДОУ
Младший воспитатель – это помощник воспитателя дошкольной образовательной организации, занимающийся организацией жизнедеятельности воспитанников ДОУ и помогающий педагогу в проведении занятий с ними.
Младший воспитатель занимается уходом за детьми, обеспечивая их комфортное состояние в учебном заведении. Поскольку, дети дошкольного возраста (особенно младших возрастных групп) не владеют полноценными навыками самообслуживания, ухода за собой, то младший воспитатель помогает в организации их питания, переодевания, совершения гигиенических процедур, подготовке ко сну и выходу на прогулку. При необходимости, он может помочь педагогу с организацией занятий с воспитанниками, присмотреть за ними во время их самостоятельной деятельности.
Функциональная роль младшего воспитателя, отраженная в требованиях к организации учебно-воспитательного процесса – ФГОС ДОУ, сводится к следующему:
- Соблюдение санитарных норм в группе. Младшему воспитателю необходимо проводить регулярную уборку помещений, в которых пребывают дети, организовывать проветривание и соблюдать нормы бытового обслуживания воспитанников. Иными словами, младшему воспитателю необходимо обеспечивать соблюдение порядка в группах и помогать воспитанникам.
- Оказание помощи в социальной адаптации воспитанников. Она связана с успокоением детей во время их капризов, своевременную смену одежды при загрязнении, разрешением конфликтных ситуаций в коллективе, оказанием помощи в детям в установлении контактов между детьми, организацией их игровой деятельности и др.
- Оказание помощи педагогу в воспитании и развитии детей. Эта помощь предполагает совместное с педагогом проведение занятий, присмотр за детьми во время прогулок, подготовка и организация различных видов детской деятельности.
- Поддержание эмоционально-стабильной обстановки в группе воспитанников. Для этого, обеспечивается соблюдение культуры общения, исключается агрессия и применение ненормативной лексики в общении с дошкольниками, как самими младшим воспитателем, так и педагогом.
- Развитие у подрастающего поколения навыков самостоятельности. Младший воспитатель учит детей уходу за собой, формирует у них гигиенические навыки и навыки переодевания, организации своей деятельности.
- Обеспечение безопасности пребывания воспитанников в ДОУ. Младший воспитатель должен контролировать соблюдение норм безопасности в детской среде, ликвидировать возможные факторы отрицательного воздействия на детский организм в период пребывания воспитанников в ДОУ.
- Участие в досуговой деятельности воспитанников. Это может быть участие в играх детей, театральной деятельности, организация различных мероприятий: утренники, праздники.
Роль младшего воспитателя в педагогическом процессе ДОУ велика. Он обеспечивает комфортную среду для детей, их безопасность, формирует у них навыки самостоятельности и творческой активности. Воспитателю ДОУ очень сложно реализовать свою работу и обеспечить выполнение образовательной программы ДОУ без младшего воспитателя.
Профессиональные навыки и компетенции младшего воспитателя
Чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции, младшему воспитателю необходимо обладать следующими профессиональными компетенциями:
- Знание основ педагогики и психологии. Они необходимы для организации плодотворного взаимодействия с воспитанниками;
- Знание физиологических особенностей развития детей разных возрастов. Это позволяет выстроить оптимальную работу ухода за ними, формирования у них навыков самостоятельного ухода за собой, самообслуживания и обеспечить безопасность их жизнедеятельности;
- Знание методик реализации учебно-воспитательной работы. Их знание необходимо для оказания помощи педагогу в организации разных видов детской деятельности;
- Знание прав и свобод ребенка. Это необходимо для их соблюдения и несение ответственности за их исполнение;
- Навыки оказания первой помощи. Застраховать детей от падений и иных травм очень сложно. Потому. Необходимо уметь оказывать качественную первую помощь в данных обстоятельствах;
- Знание гигиенических норм и требований СанПина;
- Знание основ организации режима дня воспитанников. Соблюдение режима дня занимает важное место в развитии воспитанников. Он необходим для их полноценного физического и психического развития, активизации эмоциональной сферы, повышение работоспособности воспитанников, снижение их переутомляемости;
- Знание правил присмотра и ухода за детьми разных возрастных групп.
Следует отметить, что младшему воспитателю необходимы такие качества, как сдержанность, терпеливость, сопереживание, сочувствие, стрессоустойчивость, коммуникабельность, организаторские способности и умения взаимодействовать с детьми и педагогами.
Работа младшего воспитателя в разных возрастных группах
Младший воспитатель осуществляет следующую деятельность с детьми разных возрастов:
- В младших дошкольных группах, помощник воспитателя формирует у детей навыки самостоятельности, самообслуживания, употребления пищи и формирует вместе с педагогом этику общения ребенка: выражение просьб и желаний, благодарность, проявление вежливости, правила приветствий и прощаний.
- В средних возрастных группах помощник воспитателя закрепляет и тренирует навыки самообслуживания детей, организует их питание и разные виды деятельности, а также занимается развитием новых навыков в уходе за собой и выполнению простейших трудовых операций: уборка посуды со стола после еды, завязывание шнурков и др.
- В старших возрастных группах помощник воспитателя организует питание детей и реализует процесс их трудового воспитания: протирание стола, подметание пола, сервировка стола и др.
Следует отметить, что в своей работе младший воспитатель руководствуется своей должностной инструкцией и требованиями воспитателя, с которым он работает.