Микроисследование в образовании
Микроисследование в образовании – это процесс наблюдения за ходом реализации отдельного направления образовательной деятельности, ее компонентов, содержания, методов и технологий, с целью определения целесообразности и рациональности использования ресурсов, распределения средств и выбора наиболее оптимальных приемов управления образовательной деятельностью.
Микроисследование в образовательной системе является способом снабжения образовательного процесса своевременной и качественной информацией. Оно позволяет обеспечить систему управления образованием необходимой информацией, которая требуется для полноценного и всестороннего контроля за реализацией основных направлений образовательной деятельности и выполнением функциональной роли образования.
Микроисследование позволяет спрогнозировать исход различных образовательных мероприятий и составить план организации учебно-воспитательной работы, распределить педагогические и иные ресурсы.
Микроисследование является способом реализации качественного образовательного процесса. Поэтому, оно нацелено на своевременное определение любых изменений, которые происходят в ходе реализации образовательной работы отдельного института образования, отдельного учебного заведения или отдельного педагога.
Микроисследование в образовательном процессе базируется на трех аспектах:
- Анализ образовательной деятельности затрагивает каждого участника образовательного процесса. Участие каждого субъекта образования в педагогической деятельности различно: кто-то реализует обучение и воспитание, кто-то развивается и получает знания, кто-то имеет иные интересы. Но каждый субъект связан с информацией: он получает ее, перерабатывает, анализирует.
- Образовательная деятельность и ее итоги выступают объектами микроисследования. Кроме того, объектами исследований выступают параметры личностного развития каждого субъекта образования, их потребности и отношение к образовательной деятельности.
- В процессе микроисследования происходит сбор и анализ информационных ресурсов, которые должны быть достаточными и объективными для выбора конкретной модели управления образованием, методов и технологий обучения.
В ходе исследовательской деятельности происходит определение качества предоставляемых образовательных услуг и формируется план реализации управления образовательным процессом. Это затрагивает отдельное учебное заведение или работу отдельного педагога.
Разновидности и функциональная роль микроисследований в управленческой деятельности в сфере образования
В образовательной деятельности проводится ряд исследований, охватывающих различные направления деятельности отдельного учебного заведения или образовательной системы в целом. Данные мониторинга служат способом построения управленческой системы образовательной деятельностью.
К основным разновидностям микроисследований в образовании относятся следующие:
- Информационные исследования. Они связаны со сбором, накоплением, систематизацией и структуризацией информации.
- Базовые исследования. Ориентированы на выявление новых проблем и опасностей в образовательной работе еще до того, как они будут выявлены в сфере управления.
- Проблемные исследования. Ориентированы на определение закономерностей развития конкретных проблем и опасностей в сфере управления образовательными процессами.
- Управленческие исследования. Они ориентированы на мониторинг управленческой деятельности, анализ и оценку принятых управленческих решений, их целесообразность и воздействие на качество образования.
- Динамические исследования. Оценивается динамика развития конкретного объекта или процесса и управления им.
- Конкурентные исследования. Производится сравнение с идентичными управленческими процессами иных образовательных систем, учреждений.
- Микроисследования на уровне школы, района, региона, страны. Такие исследования затрагивают конкретное направление деятельности на определенном уровне.
- Педагогические исследования. Сюда входит оценка деятельности отдельного педагога и его вклад в достижение целей и задач образования, обеспечение качества этого процесса.
- Экономические исследования. Они связаны с оценкой предоставления качественных образовательных услуг и специалистов, для реализации экономически важных процессов. Иными словами, оценивается качество образования, с точки зрения подготовки профессионалов для текущего этапа экономического развития общества, способных к выполнению социально значимого и полезного труда.
Роль микроисследований в образовательном процессе достаточно огромна. Они позволяют проводить контроль реализации педагогического процесса на отдельных этапах обучения, выявлять компетентность педагога, его опыт и профессиональную позицию, анализировать познавательные возможности учащихся и мотивировать их к познанию. Кроме того, посредством проведения микроисследований возможно выявлять изменения в развитии учащегося и вносить поправки в программу образования на своевременном этапе ее реализации.
Методы реализации микроисследований в образовательном процессе
Проведение исследований в образовательной деятельности, с целью определения качества, предоставления образовательных услуг, реализуется следующими методами:
- Методы опросов. Они связаны с оценкой уровня усвоенных знаний учащихся, определением уровня их развития. Для этого создается система вопросов, на которые учащиеся отвечают устно или письменно.
- Анализ итогов учебной деятельности. происходит исследование работ учащихся по конкретным направлениям: творческие работы, проекты, экспериментальная деятельность и др.
- Тестирование. Оно ориентировано на сбор информации об уровне развития педагогических процессов и динамики формирования психических, физических и интеллектуальных процессов у субъектов образования.
- Метод построения тестовых ситуаций. В образовательном процессе создаются специальные условия для исследования. Каждый элемент образовательной деятельности реализуется таким образом, чтобы наиболее полно и точно проявлялись его свойства. Педагог организует свою работу таким образом, чтобы расшевелить учащихся на познание, направляя их деятельность, оказывая помощь и поддержку.