Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Микроисследование как ресурс управления качеством образовательного процесса

Микроисследование в образовании

Определение 1

Микроисследование в образовании – это процесс наблюдения за ходом реализации отдельного направления образовательной деятельности, ее компонентов, содержания, методов и технологий, с целью определения целесообразности и рациональности использования ресурсов, распределения средств и выбора наиболее оптимальных приемов управления образовательной деятельностью.

Микроисследование в образовательной системе является способом снабжения образовательного процесса своевременной и качественной информацией. Оно позволяет обеспечить систему управления образованием необходимой информацией, которая требуется для полноценного и всестороннего контроля за реализацией основных направлений образовательной деятельности и выполнением функциональной роли образования.

Замечание 1

Микроисследование позволяет спрогнозировать исход различных образовательных мероприятий и составить план организации учебно-воспитательной работы, распределить педагогические и иные ресурсы.

Микроисследование является способом реализации качественного образовательного процесса. Поэтому, оно нацелено на своевременное определение любых изменений, которые происходят в ходе реализации образовательной работы отдельного института образования, отдельного учебного заведения или отдельного педагога.

Микроисследование в образовательном процессе базируется на трех аспектах:

  1. Анализ образовательной деятельности затрагивает каждого участника образовательного процесса. Участие каждого субъекта образования в педагогической деятельности различно: кто-то реализует обучение и воспитание, кто-то развивается и получает знания, кто-то имеет иные интересы. Но каждый субъект связан с информацией: он получает ее, перерабатывает, анализирует.
  2. Образовательная деятельность и ее итоги выступают объектами микроисследования. Кроме того, объектами исследований выступают параметры личностного развития каждого субъекта образования, их потребности и отношение к образовательной деятельности.
  3. В процессе микроисследования происходит сбор и анализ информационных ресурсов, которые должны быть достаточными и объективными для выбора конкретной модели управления образованием, методов и технологий обучения.
«Микроисследование как ресурс управления качеством образовательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ходе исследовательской деятельности происходит определение качества предоставляемых образовательных услуг и формируется план реализации управления образовательным процессом. Это затрагивает отдельное учебное заведение или работу отдельного педагога.

Разновидности и функциональная роль микроисследований в управленческой деятельности в сфере образования

В образовательной деятельности проводится ряд исследований, охватывающих различные направления деятельности отдельного учебного заведения или образовательной системы в целом. Данные мониторинга служат способом построения управленческой системы образовательной деятельностью.

К основным разновидностям микроисследований в образовании относятся следующие:

  • Информационные исследования. Они связаны со сбором, накоплением, систематизацией и структуризацией информации.
  • Базовые исследования. Ориентированы на выявление новых проблем и опасностей в образовательной работе еще до того, как они будут выявлены в сфере управления.
  • Проблемные исследования. Ориентированы на определение закономерностей развития конкретных проблем и опасностей в сфере управления образовательными процессами.
  • Управленческие исследования. Они ориентированы на мониторинг управленческой деятельности, анализ и оценку принятых управленческих решений, их целесообразность и воздействие на качество образования.
  • Динамические исследования. Оценивается динамика развития конкретного объекта или процесса и управления им.
  • Конкурентные исследования. Производится сравнение с идентичными управленческими процессами иных образовательных систем, учреждений.
  • Микроисследования на уровне школы, района, региона, страны. Такие исследования затрагивают конкретное направление деятельности на определенном уровне.
  • Педагогические исследования. Сюда входит оценка деятельности отдельного педагога и его вклад в достижение целей и задач образования, обеспечение качества этого процесса.
  • Экономические исследования. Они связаны с оценкой предоставления качественных образовательных услуг и специалистов, для реализации экономически важных процессов. Иными словами, оценивается качество образования, с точки зрения подготовки профессионалов для текущего этапа экономического развития общества, способных к выполнению социально значимого и полезного труда.

Роль микроисследований в образовательном процессе достаточно огромна. Они позволяют проводить контроль реализации педагогического процесса на отдельных этапах обучения, выявлять компетентность педагога, его опыт и профессиональную позицию, анализировать познавательные возможности учащихся и мотивировать их к познанию. Кроме того, посредством проведения микроисследований возможно выявлять изменения в развитии учащегося и вносить поправки в программу образования на своевременном этапе ее реализации.

Методы реализации микроисследований в образовательном процессе

Проведение исследований в образовательной деятельности, с целью определения качества, предоставления образовательных услуг, реализуется следующими методами:

  1. Методы опросов. Они связаны с оценкой уровня усвоенных знаний учащихся, определением уровня их развития. Для этого создается система вопросов, на которые учащиеся отвечают устно или письменно.
  2. Анализ итогов учебной деятельности. происходит исследование работ учащихся по конкретным направлениям: творческие работы, проекты, экспериментальная деятельность и др.
  3. Тестирование. Оно ориентировано на сбор информации об уровне развития педагогических процессов и динамики формирования психических, физических и интеллектуальных процессов у субъектов образования.
  4. Метод построения тестовых ситуаций. В образовательном процессе создаются специальные условия для исследования. Каждый элемент образовательной деятельности реализуется таким образом, чтобы наиболее полно и точно проявлялись его свойства. Педагог организует свою работу таким образом, чтобы расшевелить учащихся на познание, направляя их деятельность, оказывая помощь и поддержку.
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot