Межпредметные связи в педагогике
Проблема межпредметных связей в педагогике всегда привлекала много внимания. Необходимость учитывать взаимосвязь дисциплин была освещена еще педагогами 18-19 веков. Связи между дисциплинами являются одним их основных требований дидактики профессионально-технического образования. Единство обеспечивает реализация межпредметных связей.
Межпредметные связи – это связи между основами учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами их содержания, которые выражаются понятиями, научными фактами, законами, теориями.
В содержании профессионального обучения отражены не только основы наук, но и связи науки и производства, деятельности будущего специалиста.
Межпредметные связи могут рассматриваться в нескольких аспектах: философия, психология, общая педагогика, что и вызвало несколько разных подходов к их классификации. Наиболее полной и понятной классификацией межпредметных связей является классификация В.А. Скакуна, разделившего межпредметные связи на четыре категории:
- по содержанию изучаемого материала;
- по формируемому умению;
- по методам и средствам обучения;
- по воспитательным методам.
Дидактические принципы научности и систематичности информации предполагают расположение отдельных предметов в учебном плане так, чтобы изучение одного предмета могло базироваться на знаниях, излагаемых в других предметах. Актуальность реализации межпредметных связей в обучении зависит от современного уровня развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграцией научных знаний предъявляются новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний людей в сфере смежных с его специальностью наук и умения комплексного их использования во время решения научных и производственных задач.
Межпредметные связи – актуальное средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учеников. Межпредметными связями в учебных программах создаются представления, касательно системы понятий и универсальных законов, а на старших курсах – касательно теорий и комплексных проблем. Например, математические понятия часто употребляются на уроках физики при решении физических задач. Также математика необходима при изучении химии. Химия, физика и математика используются при изучении основ производств. Межпредметные связи – способ раскрытия современных научных тенденций в содержании обучения.
Благодаря межпредметным связям наука представляет собой не просто систему знаний, но и систему методов. Межпредметные связи раскрывают историю науки и ее практическое применение. Выделяют несколько разных видов межпредметных связей:
- фактические связи – между учебными дисциплинами на фактическом уровне;
- понятийные связи – направлены на формирование понятий, общих для родственных, смежных дисциплин;
- теоретические связи – представляют систему научных знаний в определенной предметной области;
- философские связи – отражают категории материалистической диалектики.
Выбор методов обучения предполагает проведение тщательного анализа межпредметных связей, которые могут быть выражены определением содержания и последовательности изучения материала, характером формируемого умения, применением методов и средств обучения и воспитания.
К мероприятиям, направленным на установление межпредметных связей, формируемым в учебном процессе, относят:
- коллективный анализ содержания обучения и разработку таблиц и графиков, а также инструкционно-технологических карт;
- подбор тематики для объектов для технического творчества учеников;
- проведение производственной практики в отведенные сроки.
Функции межпредметных связей в педагогике
Функции межпредметных связей определены в работах В.Н. Максимовой и Н.В. Груздевой:
- методологическая функция – предполагает формирование у учеников целостного представления, касающегося развития природы через интеграцию материалов естественнонаучных предметов;
- обучающая функция – межпредметные связи выступают средством развития у учеников связей между понятиями, которые рассматриваются в нескольких дисциплинах. Например, понятия вещества, молекулы, мономеров, полимеров и другие, рассматриваются в курсе химии, а также в биологии. В результате имеющиеся знания углубляются благодаря использованию данных понятий на уроках по разным предметам, а изучение понятий более эффективно усваиваются учащимися и включаются в имеющуюся у них общую систему знаний, касающихся окружающего мира;
- развивающая функция – реализуется как развитие у учеников системного мышления, мыслительных операций, а также творческих способностей. К мыслительным операциям относят: анализ и синтез, абстракцию и конкретизацию, сравнение, систематизацию и обобщение. К примерам заданий, которые развивают навыки мышления, можно отнести чтение текстов и их анализ, ответы на вопросы учителя, самостоятельную работу по заполнению таблицы. К творческим способностям, которые могут быть развиты у ребенка с использованием межпредметных связей, могут быть отнесены креативность и любые другие, предусмотренные в задании, разработанном учителем: навыки рисования, творческое написание текстов, моделирование и множество других;
- воспитывающая функция – учитель, с использованием материала по химии, на уроках биологии, может оказать огромное воздействие на воспитание учеников. Можно задействовать самые разные виды воспитания.