Методы воспитания в школе – это педагогические способы и приемы, направленные на формирование и становление личности учащихся, их взглядов, убеждений и привычек.
Особенности методов воспитания школьников
Методы воспитания в школе подбираются педагогами в зависимости от складывающейся воспитательной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Все методы воспитания находятся в тесной взаимосвязи со средствами и приемами воспитания, такими как трудовая и творческая деятельность, дисциплина и режим.
Современные методы воспитания, используемые в школе можно разделить на частные и общие. Все методы направлены на обеспечение эффективности воспитания и воспитательного процесса в целом.
Выбор педагогом оптимальных методов воспитания, осуществляется на основании ряда следующих факторов:
- Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- Социальная среда, окружающая ребенка, имеющиеся у него навыки и убеждения.
- Индивидуальные потребности каждого ребенка, которые представлены его потребностями, приоритетами, задатками, интересами, поведением и сознанием.
- Психологические и физические особенности развития каждого учащегося.
- Имеющиеся проблемы и недочеты в воспитании и развитии учащихся.
Основные методы воспитания младших школьников
Воспитание младших школьников имеет большое значение, так как от его эффективности зависит дальнейшее становление личности ребенка, его отношение к окружающим людям и миру.
Одним из основных аспектов воспитания младших школьников является труд. Труд формирует такие качества личности как сила воли, выносливость и ответственность. При организации трудовой деятельности важно правильно подходить к определению нагрузки на учащихся, для того чтобы не допускать перенагрузок у детей.
Еще одним немаловажным методом воспитания младших школьников является процесс формирование убеждений. Реализуется посредством проведения бесед, диалогов, разъяснений, различных игр и творческой деятельности. Данные методы формируют у учащихся собственный взгляд на жизнь, нравственные устои и нормы, основы общепринятой в социуме модели поведения.
Такие методы как разъяснение, беседа и пример, являются наиболее часто используемыми методами, так как они просты в применении и достаточно эффективны.
Разъяснение. Этот метод направлен на представление учащимся в доступной и понятной форме понятия норм и правил поведения в обществе, школьного режима, его прав и обязанностей в зависимости от жизненного статуса (ученик, сын, брат и т.д.). Данный метод чаще всего совмещают с иными методами воспитания.
Беседа – направлена на формирование у учащихся психологических особенностей личности, его жизненных принципов и интересов. При проведении беседы педагог может использовать фронтальную и индивидуальную форму работы, в зависимости от темы беседы и решаемых ее воспитательных вопросов (проблем). В процессе беседы педагог не просто о чем-то рассказывает или повествует, он может задавать учащимся вопросы, которые заставляют их размышлять, формировать собственное отношение к общественной жизни и событиям в ней. Любая беседа должна заканчивать подведением итогов, обобщением мыслей учащихся.
Пример – один из наиболее важных методов воспитания, направленный на формирование нравственных и моральных жизненных ориентиров. В качестве примера может быть приведена личность известного человека (воина, писателя, путешественника и т.д.) или сказочного и былинного героя (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Геркулес, Геракл и т.д.). Важно чтобы в личность, которая выбрана педагогом в качестве примера для подражания, были заложены такие качества как нравственность, добродетель, духовность и т.д. Педагогу необходимо показать, как эти личностные качества связаны с положительными поступками.
Использование данного метода допустимо не только лишь для формирования положительных качеств личности, но и для того чтобы показать учащимся как выглядят со стороны отрицательные качества и поступки. Педагог, используя для примера отрицательную личность, иллюстрирует неправильность ее действий и поступков, подвергает их порицанию.
Для того, чтобы методы воспитания младших школьников были максимально эффективны и принесли ожидаемый результат, их можно применять в игровой, физической, творческой и познавательной формах.
Методы воспитания подростков
Основными методами воспитания подростков в школе являются: лекция, диспут и беседа.
В отличие от беседы в начальных классах, беседы с подростками имеют несколько иную направленность, а именно формирование у учащихся устойчивой гражданской позиции и осознание собственного долга, жизненных принципов и обязанностей. Во время беседы, педагог должен побуждать учащихся на обсуждение конкретной темы, обобщать и делать выводы по ее итогам.
В процессе беседы педагог может использовать метод аналогий, сравнений и сопоставлений. Подростков необходимо вовлекать в беседу, мотивировать на общение, давать возможность высказать свое мнение и точку зрения.
Лекция, используемая в качестве метода воспитания, направлена на словесное изложение конкретного материала и его последующее живое обсуждение. После прочтение лекции учащиеся задают педагогу интересующие их вопросы. Для того, чтобы лекция была интересна и действительно эффективна в плане воспитания, педагог должен «связать» тему лекции с практическими примерами из жизни.
Диспут – динамичное, открытое и живое общение, в основе которого «лежит» обсуждение и обмен мнениями по прочитанному произведению, просмотренному фильму, а также поступка или действий, которые имели место быть в реальной жизни школьников. Важно, чтобы учащиеся во время диспута высказывали свое мнение корректно, аргументировано и логично.
Методы воспитания школьников формируют мировоззренческие понятия и основы нравственности, апеллируя к интеллекту, эмоциям и чувствам ученика.