Источники исследовательского поиска
Тяготение преподавателей к педагогическому исследовательскому поиску в наши времена поддерживается абсолютно всеми уровнями управления образованием. Но все-таки одного только желания, даже если оно основано на понимании задач, недостаточно. Необходимо применять источники, подпитывающие такое исследование, источники, из которых возможно позаимствовать для творческой переработки подходы, примеры, идеи, технологии и способы.
Можно подчеркнуть, по крайней мере, пять таких источников.
- Общечеловеческие гуманистические эталоны, которые нетрадиционно, иной раз искаженно и частично обретают свое отражение в так называемом общественном заказе.
- Достижение комплекса наук о человеке в целом, а также направления, вытекающие из прогрессивных научных подходов, преимущественно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоровье), преподавательских и психологических наук, а также социальной педагогики, педагогической, социальной и возрастной психологии.
- Передовой опыт нынешнего и прошлого, в том числе новаторский.
- Преподавательский потенциал группы преподавателей и учащихся, находящейся вокруг общественной среды, производственных предприятий, органов медицины и культуры, родителей, правоохранительных органов, людей самых различных специальностей, жизненных интересов и судеб.
- Творческий потенциал высококлассного педагогического работника.
Преуспевание исследовательского поиска во многом зависит от того, до какой степени полно использованы все эти источники. Попробуем дать им сжатую характеристику.
Характеристика источников
Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях
Образование, активное стимулирование и содействие формирования личности невыполнимы без воспитания нравственного идеала. Педагогические идеалы должны быть объединены с непреходящими гуманистическим ценностями, с идеалами человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого).
Данные ценности в полной мере, красочно и выразительно воссозданы в классической литературе, иных жанрах искусства. Пускай декларативно, однако как раз данные ценности были наиболее конструктивной частью коммунистической идеологии. Как раз данные ценности оставила христианская религиозная мораль. Они есть и в других религиях, и в современных атеистических учениях. Вера в человека, исследование способов его наибольшей реализации, уважительное отношение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и особенностям, к его праву на независимое формирование и благополучие — это суть любых прогрессивных педагогических положений нынешнего и прошлого. Преподаватель, воспитатель, психолог способен быть атеистом или верующим, приверженцем республики или конституционной монархии, однако он обязан исповедовать культ человека, воодушевляться возможностями его развития, видеть свой высший долг и суть своих исканий, чтобы содействовать развитию личности.
Чем ближе к идеалам гуманизма, задачам формирования человека, тем продуктивнее и прогрессивнее любые педагогические идеи и идеалы, а также, разумеется, и итоги их воплощения.
Достижения наук о человеке, в том числе психологии и педагогики
Как известно, психология занимается изучением природы и закономерностями становления психики; есть сферы психологической науки, которые исследуют свойства становления психики в определенных конкретных обстоятельствах.
Педагогика исследует обстоятельства, методы и закономерности направленного преобразования психики человека. Психология может находиться и формироваться и без педагогики, несмотря на это, ее практические итоги в этом случае становятся ограниченными. Зачастую психологи сами берут на себя функции преподавателей-исследователей, разрабатывают программу и средства обучения и воспитания, однако это ни в какой степени не означает, что педагогики нет или она не нужна. Попросту функции ученых-педагогов благополучно или не очень осуществляют сами психологи. Но в педагогике без психологии в принципе обойтись нельзя, не принимая во внимание, конечно, ее формально-бюрократический, «бездетный», «бесчеловечный» вариант, не входящий в поле деятельности научного знания. Вследствие чего психологические предпосылки преподавательского познания являются внутренним ядром всякой педагогической области знаний и любой педагогической концепции, потому как без знаний о психике, закономерностях ее формирования, взаимоотношениях между людьми, между человеком и его окружением ни о каких серьезных принципах и средствах педагогической работы вести речь невозможно.
Научные преподавательские познания не так уж существенны, так как педагогика — не столько наука, сколько искусство, а пробел знания преподаватель возместит навыком. Практическая педагогика, бесспорно, большое искусство, где крайне много зависит от Мастера, но в основе данного искусства лежат научные убеждения, подходы, системы. Когда они обнаружены, когда они применяются, практическая деятельность значительно выигрывает, уменьшается риск потерь и промахов. Противополагать научную концепцию и деятельность (искусство) — все равно, что противопоставлять теорию музыки, музыкальную композицию, в конечном счете — музыкальную грамотность искусству исполнения.
Передовой опыт
Такого рода опыт считается более схожим и понятным источником подходов, организационных форм, решений, способов. Масштаб его весьма широк. Идет небезуспешное восстановление традиций давнего отечественного опыта. Возрождаются частные школы, гимназии, лицеи, гувернерство, обучение риторики, бальных танцев, традиции российского милосердия и благотворительности. Понемногу раскрываются для нас и богатства всемирного опыта, к примеру, успехи вальдорфской школы и педагогики, системы свободного воспитания М. Монтессори, С. Френе. Все это необычайно важно.
Происхождение новаторства это не случайное, а закономерное явление. Жизнь ставила перед отечественным образованием в конце XX в. острые задачи, появилась резкая общественная необходимость в обновлении. Обстановка ухудшилась трудностями, появившимися с переходом к общему среднему образованию по общим осложненным программам, что в комплексе с допущенными просчетами в управлении, формализмом, слабостью к показухе привело к процентомании, некоторому уменьшению общего уровня образования и иным негативным явлениям кризисного характера.
Необходимо было обучать всех, и обучать по более трудным программам, взращивать творчество, независимость и инициативу, взаимоотношения сотрудничества. Педагогическая наука не готова была дать школе довольно конструктивные советы. Данную миссию взяли на себя педагоги-новаторы. Новаторы в данных обстоятельствах были нужны, и они на самом деле возникли, а правильнее говоря, «проявились» те, кто уже многие годы вел настойчивые и непростые поиски. Это были специфические педагогические «шестидесятники», дети политической «оттепели» 60-х годов, связанной с разоблачением культа личности. Новаторов бойко поддерживали журналисты, преподавательская общественность. Они пробились на общественную арену через препоны бюрократизма, запретов, инерции и рутины самой педагогической сферы.
Педагогический потенциал собственного коллектива и социума
Творческий заряд коллектива, бесспорно, образовывается творческими лицами. В нем формируются свои традиции, собственный подход к ценностям, к педагогическому поиску. Психологическая атмосфера, коллективные наставления и оценки, взаимодействия различных по творческому стилю и возможностям людей становятся либо катализатором, либо тормозом для формирования творчества и деятельности.
Теория и практика общественного воспитания распространяется из посылки о том, что только формирование жизнедеятельности ребенка в настоящем общественном окружении с участием многих социальных институтов и массы непрофессиональных педагогов дает возможность полноценно осуществлять обучение и воспитание. Тут, в непрофессиональном окружении, возможно, извлечь массу идей, подходов, форм, с успехом применимых и в школе, и вне школы. Приобрели уже достаточно обширное распространение научные сообщества обучающихся, которыми заведуют ученые, спортивные секции, которыми управляют спортсмены или тренеры, художественные студии и т. д.
Творческий потенциал личности педагога
Выявляется во внутренних источниках творческого поиска: фантазии, воображении, умении предсказывать, комбинировании популярных способов или составляющих, умении видеть предмет в его непривычных функциях и связях, принимать неординарные решения, т. е. во всем, что характеризует креативность (творческую сущность) самой личности преподавателя-исследователя. Внешние условия активизируют творчество преподавателя, поставляют ему материал и дают стандарты решений. Но творческий преподаватель располагает своим педагогическим мышлением, может продуцировать свежие идеи и методы.