Понятие статистических методов
Помимо теоретических и эмпирических методов исследования в педагогике применяются методы статистической обработки полученных результатов. Анализируемая информационная база характеризуется разнообразием педагогического материала, его сложностью, закономерными связями между отдельными составляющими, а при помощи статистических методов удается создать полную и четкую картину исследуемых педагогических процессов и явлений.
Исследования с применением статистических методов по их типу вполне можно разбить на следующие группы:
- Номинальные переменные (пол, анкетные данные и т.д.). Арифметические операции над этими данными невозможны по причине их специфической сущности. В данном случае традиционный метод их анализа - разбиение на классы согласно отличительным признакам.
- Данные с количественной (порядковой) шкалой измерения. При анализе ординальных переменных применяется как разбиение на подвыборки, так и ранговые технологии. С некоторыми ограничениями применимы и параметрические методы.
- Количественные переменные, отражающие степень выраженности замеряемого показателя, как правило, это успеваемость и различные оценочные исследования. При работе с переменными данной группы применимы все стереотипные виды анализа.
Таким образом, обилие типов переменных требует использования широкого диапазона применяемых математических и статистических методов исследования.
При организации любого исследования с измерением каких-либо показателей, запланировано определенное соотнесение и сравнение измеряемого с измерителем, который, в свою очередь, выступает в качестве образца, эталона. После процедуры соотнесения выполняется оценка результатов измерения.
В технической сфере в роли измерителей применяют, как правило, материальные образцы, а в общественных измерениях, в том числе и психолого-педагогических, измерители имеют все шансы быть образцовыми. На самом деле, чтобы квалифицировать, сформировано либо не сформировано у ребенка конкретное умственное действие, нужно сопоставить действительное с необходимым. В связи с этим, возникает определенная сложность, так как в голове исследователя всегда должна присутствовать заданная совершенная модель этого необходимого.
Следует отметить, что далеко не все педагогические явления и процессы подлежат измерению, обработке статистическими методами. Основная их масса попросту не имеет необходимого эталона, в соответствии с которым проводится статистическое измерение.
Особенности статистических методов в педагогике
Сегодня все психолого-педагогические действия принято подразделять на две крупные категории: объективные материальные действия (явления, существующие вне и независимо от нашего сознания) и субъективные нематериальные действа (явления, присущие конкретному лицу).
К объективным материальным действиям относят различные химические и биологические процессы, перемещения, производимые человеком, издаваемые им звуки, выполняемые им действия.
К субъективным нематериальным действиям относят чувства, восприятия и представления, фантазию и мышление, эмоции, влечения и стремления, мотивацию, знания, умения и навыки.
Все показатели первой группы наблюдаемых и в принципе могут постоянно измеряться, подвергаться статистической обработке. Это значит, что методом физических операций их практически всегда можно сопоставить с какой-либо настоящей величиной, принятой за образец, меру подходящей характеристики либо признака.
Показатели второй группы измерить невозможно, потому что для них нет и вовсе не может быть материальных идеалов, образцов. В данном случае могут использоваться лишь примерные методы оценки явлений - всевозможные косвенные показатели.
Сущность использования косвенных признаков содержится в том, что измеряемое действие или его показатель связывают с явными материальными качествами, а их значение принимают за показатель сообразных нематериальных явлений. К примеру, эффективность нового метода или технологии обучения оценивают уровнем успеваемости учащихся, качество работы ученика - численностью допущенных ошибок и недочетов, трудность изучаемого материала – количеством потраченного на него времени, развитие психических или же моральных качеств - количеством соответствующих поступков.
Современные исследователи проявляют огромный интерес к всевозможным методам количественного анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогической работы. При этом особенно значимым считается момент обработки этих результатов, то есть их высококачественный и всесторонний анализ. Статистические методы предоставляют возможность сделать более надежные и обоснованные выводы исследования, выявить превосходство того или иного метода, отразить общую тенденцию, доказать, что проверяемое научное предположение оправдалось или наоборот потерпело неудачу.
Кроме того, высококачественный анализ способен дать ответ на вопрос, как прошло конкретное педагогическое действие или явление, что ему благоприятствовало, а что было помехой, каковы были условия проведения исследования и как они повлияли на его ход и результаты, можно ли данную методику применять в дальнейшем и т. д.
На данном этапе важно проанализировать обстоятельства, побудившие отдельных опрашиваемых дать неверный ответ, выявить типичные допущенные ошибки с целью дальнейшего акцентирования обучения на конкретном материале.
Использование статистических методов анализа собранных данных позволяет более точно оценить результаты исследования и предоставляет большую базу для последующих теоретических обобщений. Данные методы в итоге исследования предоставляют ряд числовых данных, на основании которых проводится мониторинг развития интересующего процесса. Эти данные, в частности, позволяют сопоставлять различные цифровые показатели, полученные в ходе исследования, и делать сообразные педагогические выводы и рекомендации.
Однако следует помнить, что в педагогике статистические методы применяются только для количественной оценки свойств и явлений. Ввиду недостаточной изученности и своеобразности педагогических явлений, статистические законы распределения по отношению к ним неизвестны. В связи с этим использовать статистическую обработку в психолого-педагогическом исследовании нужно крайне осторожно, учитывая все особенности учебно-воспитательного процесса.