Определение понятия экологическое воспитания
Экологическое воспитание – это привитие морально-нравственных категорий, который отвечают за формирование у человека бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у человека закладывается набор основных нравственных ценностей.
В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит на нашей планете. Ребёнок должен научиться бережно относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.
Формы экологического воспитания
Существуют следующие формы экологического воспитания:
- образовательная деятельность
- экскурсии
- тематические праздники
- знакомство с природой в повседневной жизни
- трудовая деятельность
- выставки, конкурсы, олимпиады
Образовательная деятельность - это ведущий метод ознакомления учащихся с природой и окружающим миром. В процессе образовательной деятельности педагог систематически дозировано предоставляет знания о явлениях и предметах природы детям, учитывая их возраст, психологические особенности и специфику местности, в которой дети живут.
Занятия могут иметь несколько разновидностей:
- ознакомительные уроки
- обобщающие уроки
- углубленно-познавательные уроки
На ознакомительных уроках учащиеся могут познакомиться с различными видами животных, растений и явлениями природы, которые не встречаются в их местности. В процессе занятия учитель прибегает к использованию большого количества наглядных пособий. Они помогают сформировать у учащихся правильные представления о теме урока.
Во время обобщающего урока дети учатся обобщать свои знания касаемо некоторых природных явлений и предметов. В процессе этого занятия дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Во время углубленно-познавательного урока дети расширяют свои знания относительно тех явлений, которые они видят каждый день в повседневной жизни. Педагог восполняет имеющуюся информацию новыми сведениями.
Экскурсии занимают особое место процессе экологического воспитания. Вовремя уроков-экскурсий дети в натуральной обстановке могут познакомится с природными явлениями. Целесообразно проводить экскурсии в одни и те же местах в разное время года, для того, чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения.
Весьма интересными для детей и взрослых являются тематические праздники. Они могут быть посвящены какому-то времени года, природным явлениям, животным и др. Особенность этой формы работы заключается в том, что на нее у детей формируется положительный отклик в сознании.
В дошкольном учреждении во время ежедневных прогулок педагог знакомит детей с природными явлениями и материалами, например, дети играют в песок, со снегом, с опавшими листьями.
Трудовая деятельность занимает особое место в процессе экологического воспитания. Трудовая деятельность является увлекательной для детей, она может проходить в саду, на огороде или в цветнике. Дети могут сажать семена, поливать растения, удалять сорняки, собирать урожай. Любая трудовая деятельность воспитывает в детях любовь к труду, самостоятельность, а в процессе экологического воспитания кроме этого идёт формирование ответственности за окружающую природу.
Дети могут принимать участие в различных конкурсах и викторинах, где они могут продемонстрировать свои знания о предметах и явлениях природы, так же дети могут делать поделки из природных материалов.
Методы экологического воспитания
Основные методы экологического воспитания включают в себя:
- наглядные (наблюдение, наглядный материал,
- практические (моделирование, опыты, эксперименты, игры)
- словесные (рассказы педагога, литературные произведения, беседы о природе)
Наглядные методы в экологическом воспитания
Наблюдение – это восприятие детьми предметов и явлений природы, этот процесс имеет определенную цель. Наблюдение показывает детям природные явления в естественных условиях. Наблюдения могут быть регулярными и длительными или эпизодическими, в зависимости от поставленных задач.
Для того что бы дети формировали представления о явлениях природы, которые они не могут в силу определенных обстоятельств наблюдать в реальной жизни, педагог использует наглядный демонстрационный материал (картинки, фотографии, модели, видео).
Практические методы в экологическом воспитании
Моделирование как метод ознакомления ребенка с природой предполагает составление схемы того явления, которое необходимо изучить. В этом случае происходит замещение реальных предметов схемами и знаками.
Для осознания некоторых природных явлений для детей часто проводят демонстрационные несложные опыты. Опыты помогают детям сформировать интерес к природе и ее явлениям. У детей развивается наблюдательность, они учатся делать выводы на основе увиденного.
Особое место в воспитании детей отводится играм. В реализации экологического воспитания применяются:
- дидактические игры, их цель - уточнять, расширять, обобщать знания детей о природе
- настольные игры, их цель – систематизировать и классифицировать знания о природе
- словесные игры – закрепляют имеющиеся знания
- подвижные игры – так же закрепляют знания
- соревновательные игры
- игры-путешествия
Словесные методы в экологическом воспитании
Широко используются в экологическом воспитании и словесные методы. Воспитатель чаще всего использует рассказ во время прогулок, экскурсий, занятий. Дети узнают новую информацию через рассказ. Готовя рассказ для детей, педагог должен в основном использовать знакомые детям слова, а незнакомые понятия объяснять.
Велика роль и художественной литературы о природе в процессе экологического воспитания. После того как дети познакомились с содержанием книги, педагог должен провести беседу по прочитанному.
Метод беседы широко используется в экологическом воспитании. Существуют следующие виды бесед:
- установочные (их цель - привлечь внимания детей, вспомнить приобретенные ранее знания)
- эвристические (представляют собой обсуждение, строится на полуденных ранее знаниях, знания расширяются и углубляются)
- итоговые (систематизация знаний)
Проектные методы в экологическом воспитании
Благодаря проектам дети получают возможность самостоятельно получать знания. Ребенок выступает в роли исследователя. Проектная деятельность может быть реализована в следующих формах:
- марафоны, викторины, КВН
- экологические акции
- экологические карты, стенгазеты
- театрализация по экологическим тематикам
- изготовление кормушек и др.