Понятие педагогического проектирования
Педагогическое проектирование – это тип методологического подхода в современной системе образования. Оно базируется на осмыслении ценности педагогических процессов и явлений, на согласовании ценностей педагогической теории и собственных мировоззренческих взглядов, а также на гармоничном взаимодействии социальных и личностных значений в образовании.
Проект начинается определением ценностей педагогического действия. Он предполагает необходимость проектировщиков самоопределиться в ценностях проектирования, предполагает умение отстаивания собственного мнения, высказывания суждений и умозаключений, учитывая и принимая мнения других, а также подчиняя личные амбиции интересам коллектива, постоянно рефлексируя над своим индивидуальным результатом, а также результатом совместной деятельности.
В широком смысле это можно назвать внесением ценностного компонента в процесс педагогической деятельности, в процесс поиска дополнительных ресурсов, необходимых, чтобы осуществить замысел.
В исследованиях отмечено, что педагогический проект в отличие от технического или инженерного:
- претерпевает неоднократное совершенствование;
- реализуется в динамической системе развития устремлений и взаимоотношений людей, поэтому не может быть статичен и не рассчитывается с вероятностью в 100%;
- представляет собой систему планируемых и реализуемых действий, необходимого перечня условий и средств, чтобы достичь определенные поставленные педагогические цели, зависящие в свою очередь от выбранных приоритетных педагогических ценностей.
Общим для всех проектов в системе образовании является нацеленность их на решение образовательной задачи и возможность реального практического преобразования сложившейся образовательной ситуации силами самого учителя или целого педагогического коллектива за ограниченный временной промежуток.
Технология педагогического проекта – это стимулирование педагога к видению проблемы и поиску своего пути ее решения. Самое главное, что проектировщику необходимо уметь четко формулировать цели и тщательно подбирать способы реализации проекта, а позже по возможности максимально точно их воплощать.
Иными словами, можно сделать следующий вывод: проектная деятельность предоставляет возможность создавать будущее. Она не просто обращает взгляд автора вперед, но и дает возможность ему посмотреть на свое будущее в качестве веера возможностей, на которые можно воздействовать и контролировать. От целей и ценностей, а также действий автора зависит, какие существующие возможности могут воплощаться в реальности, а какие останутся только мыслимыми перспективами. Так и зарождается замысел проекта: видение будущего – выделение желанного аспекта или варианта этого будущего – продумывание этих путей и средств воплощения желаемого будущего в реальность.
Каждый шаг рождения замысла имеет огромную ценность образования, содержит внутри себя возможность развивать широкий спектр значимых человеческих способностей и качеств, к которым относят прогностические способности, навыки самоанализа, осмысление своих ценностей и желаний, самоопределение, целеполагание и планирование.
Рекомендации для педагогов
При начале работы над проектом, педагогу необходимо:
- проанализировать объект проектирования – уяснить, что именно проектируется – педагогическая система, педагогический процесс или педагогическая ситуация. Каждый из названных объектов сложен и многогранен, имеет собственную структуру и внутренние связи. Чем более сложный объект – тем более широкий у него анализ;
- обосновать теоретическое обеспечение проектирования – изучить научные исследования, искать теории, на которые можно опираться при проектировании более совершенных педагогических систем, процессов и ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах, об опыте проектирования таких объектов другими педагогами, о теоретических и эмпирических исследованиях воздействия на человека педагогических систем и процессов, определенного решения педагогических ситуаций;
- сформировать пакет методического обеспечения проектирования – создать инструментарий проектирования: подготовить схемы и образцы документов и пр. Сюда же включено и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. Поурочная папка включает карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальные материала, доклады, разработки воспитанников, наглядные пособия и их картотека, карточки с заданиями для самостоятельной работы воспитанников и пр.;
- рассчитать пространственно-временное обеспечение проектирования – любой педагогический проект становится реально ценным и может реализовываться, если при его разработке учитывают конкретное время и пространство, то есть проектироваться должны только действия и компоненты, дающие эффект именно в этой точке пространства и в данное время;
- определить пространственное обеспечение проектирования – подготовка оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, с учетом воздействия места на осуществления систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт привязаны к конкретному пространству;
- определить временное обеспечение проектирования – соотношение проекта со временем по объему, то есть те, которые вмещаются в определенный срок деятельности, в соответствии с темпом реализации, ритмом, последовательностью, скоростью и пр.;
организовать материально-техническое обеспечение:
- педагогическая техника и средства осуществления функции формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования и принципополагания;
- объект моделирования, проектирования и конструирования;
- проектирование в качестве составной части педагогических моделей, проектов и конструктов;
разработать правовое обеспечение проектирования, то есть сформировать юридическое основание деятельности воспитанников и педагогов в структуре систем, ситуаций и процессов.