Методики работы социального педагога
Методика – это совокупность определенных методов, средств и приемов, направленных на целесообразное выполнение конкретной работы или деятельности.
Методика работы социального педагога – это определенная система способов, средств, форм и принципов организации социально-педагогической деятельности, реализуемой социальным педагогом с различным контингентом детей.
Методика работы социального педагога имеет свой объект.
Объект методики – это запланированный и организованный социальным педагогом вид деятельности.
Выбор той методики, на основании которой будет осуществляться работа, определяется социальным педагогом самостоятельно. Влияние на выбор методики оказывает цель и задачи работы социального педагога, контингент, которым ему приходится работать, а также проблема, требующая разрешения.
Посредством методов, входящих в методику, социальный педагог оказывает на сознание, поведение и чувства ребенка необходимое целенаправленное воздействие, осуществляет работу с окружающей его средой. Все методы, которые могут быть использованы социальным педагогом, направлены в первую очередь на личность ребенка, с которым работает. А именно на формирование у нее таких навыков, как самосовершенствование, самоорганизация, самоутверждение, самовоспитание.
Совокупность методов, которые могут быть использованы социальным педагогом в своей профессиональной деятельности, принято классифицировать на две большие группы:
- Теоретические (общенаучные) методы – это методы, представленные сравнением, анализом, обобщением, индукцией, дедукцией и т.д.
- Практические методы – включают в себя наблюдение, консультирование, беседу, упражнения, убеждения и т.д.
Помимо методов, которые используются социальным педагогом в работе с детьми, существует и ряд методов, направленных на осуществление оценки эффективности его профессиональной деятельности. К данным методам относятся разнообразные приемы и оценки, позволяющие дать ответ на вопрос об общей эффективности деятельности социального педагога и в частности используемых им методов и средств.
Одним из наиболее продуктивных является метод сравнения, позволяющий отследить динамику состояния ребенка до работы с ним социального педагога и после неё. Разница между этими состояниями и есть критерий эффективности работы социального педагога.
К особой группе методов относятся методы коррекции, которые включают в себя наказание и поощрение. Важно помнить, что наказание должно быть понятно и соразмерно совершенному проступку и ни в коем случае не унижать ребенка. Методы поддержки используются тогда, когда ребенок совершил положительный поступок или же он находится в сложной ситуации и ему необходима помощь. В качестве помощи понимается психологическая поддержка, помощь в анализ собственного состояния и т.д. Поощрение подразумевает похвалу ребенка, признание его достижений.
В своей деятельности социальный педагог может использовать индивидуальные и групповые методы работы.
Кроме того, методы работы социального педагога могут подразделяться на:
- Социально-экономические – оказание необходимой помощи детям, в рамках общеобразовательной школы.
- Организационные – направлены на организацию и сплочение детского коллектива, оказание помощи семьям учащихся и т.д.
- Психолого-педагогические – включают в себя такие приемы как наблюдение, исследование, беседа и интервью.
Технологии работы социального педагога
Технология – это система конкретных знаний о средствах и способах качественного преобразования и обработки объекта социальной работы.
Любая технология состоит из нескольких звеньев, важнейшим из которых является подробное определение конечного результата и описание этапов, направленных на его достижение.
Технологии деятельности социального педагога представлены двумя основными видами:
- Педагогическая технология – это четкое научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности приемов и средств, которые гарантируют получение ожидаемого результата.
- Технология социально-педагогической деятельности – это определенная совокупность методов, средств и приемов практической социально-педагогической деятельности, которая характеризуется целесообразной и рациональной последовательностью конкретных действий и применение социальным педагогом определенного инструментария.
По отношению к методике профессиональной деятельности социального педагога социально-педагогическая технология является более узким понятием. Это связано с тем, что любая методика подразумевает выбор социальным педагогом наиболее подходящей к конкретной ситуации технологии.
Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога осуществляется на основании его индивидуальных и личностных особенностей. То есть выбор технологии во многом зависит не только от поставленной цели и существующей проблемной ситуации, но и от личности, и профессионализма социального педагога.
Выбор технологии работы социального педагога зависят от ряда следующих факторов и условий:
- Поставленная социально-педагогическая цель.
- Наиболее эффективные способы достижения поставленной цели.
- Личностные особенности объекта социальной работы, его возможности, потребности и проблемы.
- Условия, необходимые для достижения поставленной цели.
- Особенности места реализация профессиональной деятельности (школа, социальное учреждение, кабинет в медицинском учреждении, работа на дому и т.д.).
- Имеющееся время по достижению цели социальной работы.
- Основные формы, в которых может быть реализована социальная работа.
- Основные особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности и потребности.
С учетом данных фактором, социальным педагогом подбирается наиболее эффективная технология социальной работы.
Использование в профессиональной деятельности социальным педагогом разнообразных социально-педагогических технологий способствует поэтапной реализации компонентов, необходимых для разрешения проблемной ситуации и достижения основной цели.
Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога подразумевает несколько последовательных этапов:
- диагностирование проблемы;
- поиск путей решения этой проблемы;
- отбор и применение методик;
- оценка правильности решения данной проблемы;
- корректировка деятельности (при необходимости).