Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методики и технологии работы социального педагога

Методики работы социального педагога

Определение 1

Методика – это совокупность определенных методов, средств и приемов, направленных на целесообразное выполнение конкретной работы или деятельности.

Методика работы социального педагога – это определенная система способов, средств, форм и принципов организации социально-педагогической деятельности, реализуемой социальным педагогом с различным контингентом детей.

Методика работы социального педагога имеет свой объект.

Замечание 1

Объект методики – это запланированный и организованный социальным педагогом вид деятельности.

Выбор той методики, на основании которой будет осуществляться работа, определяется социальным педагогом самостоятельно. Влияние на выбор методики оказывает цель и задачи работы социального педагога, контингент, которым ему приходится работать, а также проблема, требующая разрешения.

Посредством методов, входящих в методику, социальный педагог оказывает на сознание, поведение и чувства ребенка необходимое целенаправленное воздействие, осуществляет работу с окружающей его средой. Все методы, которые могут быть использованы социальным педагогом, направлены в первую очередь на личность ребенка, с которым работает. А именно на формирование у нее таких навыков, как самосовершенствование, самоорганизация, самоутверждение, самовоспитание.

Совокупность методов, которые могут быть использованы социальным педагогом в своей профессиональной деятельности, принято классифицировать на две большие группы:

  • Теоретические (общенаучные) методы – это методы, представленные сравнением, анализом, обобщением, индукцией, дедукцией и т.д.
  • Практические методы – включают в себя наблюдение, консультирование, беседу, упражнения, убеждения и т.д.

Помимо методов, которые используются социальным педагогом в работе с детьми, существует и ряд методов, направленных на осуществление оценки эффективности его профессиональной деятельности. К данным методам относятся разнообразные приемы и оценки, позволяющие дать ответ на вопрос об общей эффективности деятельности социального педагога и в частности используемых им методов и средств.

«Методики и технологии работы социального педагога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Одним из наиболее продуктивных является метод сравнения, позволяющий отследить динамику состояния ребенка до работы с ним социального педагога и после неё. Разница между этими состояниями и есть критерий эффективности работы социального педагога.

К особой группе методов относятся методы коррекции, которые включают в себя наказание и поощрение. Важно помнить, что наказание должно быть понятно и соразмерно совершенному проступку и ни в коем случае не унижать ребенка. Методы поддержки используются тогда, когда ребенок совершил положительный поступок или же он находится в сложной ситуации и ему необходима помощь. В качестве помощи понимается психологическая поддержка, помощь в анализ собственного состояния и т.д. Поощрение подразумевает похвалу ребенка, признание его достижений.

В своей деятельности социальный педагог может использовать индивидуальные и групповые методы работы.

Кроме того, методы работы социального педагога могут подразделяться на:

  1. Социально-экономические – оказание необходимой помощи детям, в рамках общеобразовательной школы.
  2. Организационные – направлены на организацию и сплочение детского коллектива, оказание помощи семьям учащихся и т.д.
  3. Психолого-педагогические – включают в себя такие приемы как наблюдение, исследование, беседа и интервью.

Технологии работы социального педагога

Определение 2

Технология – это система конкретных знаний о средствах и способах качественного преобразования и обработки объекта социальной работы.

Любая технология состоит из нескольких звеньев, важнейшим из которых является подробное определение конечного результата и описание этапов, направленных на его достижение.

Технологии деятельности социального педагога представлены двумя основными видами:

  1. Педагогическая технология – это четкое научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности приемов и средств, которые гарантируют получение ожидаемого результата.
  2. Технология социально-педагогической деятельности – это определенная совокупность методов, средств и приемов практической социально-педагогической деятельности, которая характеризуется целесообразной и рациональной последовательностью конкретных действий и применение социальным педагогом определенного инструментария.
Замечание 3

По отношению к методике профессиональной деятельности социального педагога социально-педагогическая технология является более узким понятием. Это связано с тем, что любая методика подразумевает выбор социальным педагогом наиболее подходящей к конкретной ситуации технологии.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога осуществляется на основании его индивидуальных и личностных особенностей. То есть выбор технологии во многом зависит не только от поставленной цели и существующей проблемной ситуации, но и от личности, и профессионализма социального педагога.

Выбор технологии работы социального педагога зависят от ряда следующих факторов и условий:

  1. Поставленная социально-педагогическая цель.
  2. Наиболее эффективные способы достижения поставленной цели.
  3. Личностные особенности объекта социальной работы, его возможности, потребности и проблемы.
  4. Условия, необходимые для достижения поставленной цели.
  5. Особенности места реализация профессиональной деятельности (школа, социальное учреждение, кабинет в медицинском учреждении, работа на дому и т.д.).
  6. Имеющееся время по достижению цели социальной работы.
  7. Основные формы, в которых может быть реализована социальная работа.
  8. Основные особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности и потребности.

С учетом данных фактором, социальным педагогом подбирается наиболее эффективная технология социальной работы.

Замечание 4

Использование в профессиональной деятельности социальным педагогом разнообразных социально-педагогических технологий способствует поэтапной реализации компонентов, необходимых для разрешения проблемной ситуации и достижения основной цели.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога подразумевает несколько последовательных этапов:

  • диагностирование проблемы;
  • поиск путей решения этой проблемы;
  • отбор и применение методик;
  • оценка правильности решения данной проблемы;
  • корректировка деятельности (при необходимости).
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot