Понятие творческих способностей
Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определены успешностью выполнения им творческой деятельности в различных сферах.
Творческие способности характеризует:
- стремление изучать новое и необычное;
- свободное воображение и фантазия;
- развитая интуиция, помогающая появиться чему-то новому;
- умение на практике применять полученный опыт;
- способность к усвоению большого объема информации.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте протекает очень быстро. Родителям необходимо следить за этим и не упустить наклонности ребенка, заметить его талант. Воображение ребенка 3-4 лет начинает обретать словесные формы и превращается в самостоятельный процесс.
Развивать творческие способности следует не иногда, а постоянно. Родителям необходимо создать для ребенка такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию, то есть обеспечивать его инструментами, хвалить за успехи и терпение при достижении определенного результата.
Воображение – это высшая психическая функция, характерная только для человека, она дает возможность создавать новые образцы через переработку предшествующего опыта.
Творческий потенциал заложен в ребенке с самого его рождения и развивается постепенно по мере взросления. Природная одаренность ребенка проявляется в раннем возрасте, но от семьи зависит насколько разовьется его творческий потенциал.
Творчество представляет одну из основных форм самовыражения, причем самовыражение может реализовываться посредством разной деятельности: рисования, речи, танцев, мелодии, скульптуры и пр. Творческие способности предполагают постоянное целенаправленное развитие с раннего детства.
Творческий процесс помогает детям раскрыть свои уникальные способности и испытать радость, которую им доставляет созидательная деятельность. Они чувствуют пользу творчества и верят, что ошибки представляют только один шаг к достижению цели, а не препятствие. Детям нужно объяснить, что в творчестве нет правильного или неправильного пути, есть только свой собственный путь.
Инструменты для развития творчества у детей-дошкольников
Наиболее распространенными и используемыми методами развития творческих способностей в дошкольном возрасте выступают:
- общение – взрослым не устоит уклоняться от бесед с ребенком, даже если вы устали. С дошкольниками необходимо постоянно разговаривать. Нужно обращать его внимание на красоту природы – яркие цвета, форму и цвет листьев, формы облаков. Ребенок будет стремиться к тому, чтобы нарисовать или слепить то, что увидел;
- игрушки и игровые процессы – старые игрушки быстро надоедают детям, а новые привлекают их на непродолжительное время. Детей нужно учить любить свои игрушки и играть с ними, придумывая все новые и новые сюжеты. Нужно стимулировать ребенка на фантазирование, придумывание способов развлечь себя. Это может быть не только игра с игрушками, но и рисование или лепка;
- литература и чтение – в 3-4 года дети любят, чтобы им читали сказки. Чтение прекрасно помогает познавать мир, представляя инструмент развития творческой личности. Ребенок представляет себе образ главных героев, стремится понять их характер, оценить их поступки и высказывания, то есть может анализировать прочитанное;
- театр и актерское мастерство – дети любят играть в ролевые игры, помогающие им познавать мир, понимать взаимоотношения взрослых людей, изучить законы общества, в котором они живут. Дошкольники чаще всего играют в сказки, представляя себя на месте любимого героя. Часто дети импровизируют на основании сюжетной линии какой-то знакомой им сказки;
- лепка – к сожалению, не все родители покупают детям пластилин, а ведь она очень полезна для ребенка, помогая развивать мелкую моторику, развивать фантазию и творческие способности;
- аппликация - ребенка нужно научить вырезать фигуры, из которых он сможет составлять нафантазированные сюжеты;
- рисование – в процессе рисования ребенок выучит цвета и их сочетания, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, будет идти развитие мелкой моторики, способствующей развитию речи;
- музыка – различная музыка развивает слух, память и образное мышление детей, помогая ему стать творческой личностью. Взрослый может петь песни совместно с ребенком, поощрять его танцевальные движения.
Рекомендации по воспитанию творческой личности:
- определить круг интересов дошкольника, найти область, которая больше остальных его привлекает;
- детское воображение не имеет границ, дети – выдумщики и фантазеры. Нельзя ругать ребенка за его фантазии и изобретательность, за то, что он использовал какие-то вещи в своих экспериментах;
- если ребенок проявляет склонность к изобретательству, нужно помочь ему в поиске подходящих материалов, необходимых, чтобы воплотить собственные идеи. Это могут быть пуговицы и нитки, крупы и макароны, пробки и бутылки, стаканчики, спички и пр., а могут быть природные материалы, которые интересно собрать вместе с детьми;
- взрослому необходимо проявлять и собственную фантазию – ребенок способен оценить способности и будет проявлять большее доверие. Можно устраивать домашние спектакли, так как театральная деятельность помогает ребенку в выражении различных эмоций: гнева, радости, страха, агрессии, любви и пр. Проигрывание ролей разной эмоциональной окраски, помогает ребенку не только познать разные эмоциональные состояния, но и улучшить его коммуникативные умения, повысить культурный уровень;
- находить время для разговоров с ребенком. В течение дня к ребенку приходят тысячи идей, возникает множество вопросов, на которые ребенок не всегда знает ответ. Помощь взрослого ему крайне необходима, так же как и забота о нем и любовь.
Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка:
- создать для ребенка обстановку, помогающую в развитии творческих способностей;
- развивать творческое воображение ребенка;
- творить вместе с ребенком – лепить, рисовать, читать, изучать;
- снабжать ребенка материалами, необходимыми для реализации его творческих способностей, то есть красками, пластилином, клеем, бумагой и пр.;
- поддерживать ребенка во всех его начинаниях и хвалить за проделанную работу;
- не угнетать фантазию ребенка.