Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Блоки Дьенеша как средство развития представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста

Назначение и суть блоков Дьеньеша

Определение 1

Блоки Дьеньеша – это специальное дидактическое пособие, предназначенное для освоения математических знаний, созданное известным венгерским научным деятелем.

Логические блоки Дьеньеша являются абстрактно-дидактически средством. Они представляют собой набор фигур, которые отличаются по цвету, форме, размеру, толщине. Комплект состоит из 48 блоков. Каждую фигуру характеризуют четыре свойства: цвет, форма, размер и толщина. В наборе отсутствуют фигуры, одинаковые по всем свойствам.

Чтобы организовать работу с детьми в одной группе на протяжении всего периода дошкольного детства, необходимы два набора объемных логических фигур – блоков и по одному набору плоских логических фигур для каждого ребенка. Также необходимы карточки, на которых будут условно обозначены свойства блоков.

Использование таких карточек развивает у детей способность замещать и моделировать свойства, умение кодировать и декодировать информацию о них. Такие способности и умения развиваются в ходе выполнения разного рода предметно-игровых действий.

Комплект логических блоков позволяет провести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета до оперирования множеством. Осуществляя разнообразные действия с блоками, сначала дети осваивают навык выявления и абстрагирования в предметах одного свойства, а также сравнения, классификации и обобщения предметов по одному заданному свойству. Позже дети овладевают умением анализировать, сравнивать и классифицировать объекты по нескольким свойствам, позже – по трем и четырем.

Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими операциями и действиями. Они помогают развивать у детей умение разбивать множество на классы на основании совместимых свойств, развивают умение совершать логические операции «не», «и», «или», умение благодаря этим операциям выстраивать истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

«Блоки Дьенеша как средство развития представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие понятия «множество».

Определение 2

Множество – это одно из ключевых математических понятий, это математический объект, который представляет собой набор, совокупность, собрание каких-либо имеющих общие для всех характерные свойства объектов, которые называют элементами этого множества.

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:

  • познакомить с основными геометрическими фигурами, а также понятием «эталон формы», сформировать умение определять цвета и размеры объектов, развивать представление о множестве;
  • помочь приобрести первичные навыки алгоритмического мышления;
  • активизировать память, развивать способность концентрировать и удерживать внимание, а также психические процессы воображения и речи;
  • сформировать пространственное мышление, навыки моделирования и конструирования;
  • актуализировать творческий потенциал;
  • развивать интеллектуальную культуру мышления, то есть умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, самостоятельно анализировать, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения;
  • воспитать личную инициативность и волевые качества в достижении учебной цели, решать практические задачи и преодолевать препятствия.

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются в качестве единого целого. Множество включает несколько элементов и ассоциируется с понятием группы. Чем больше элементов в составе множества, тем оно мощнее. В детском саду, с помощью блоков Дьенеша, можно ввести понятия конечных, бесконечных множеств, пустых и состоящих из пяти элементов.

  • конечные множества – это элементы, которые поддаются счету;
  • бесконечные множества – это множества, элементы которых посчитать невозможно, например, звезды на небе или снежинки на поле;
  • дискретные или прерывистые множества – это множества, в которых каждый структурный элемент может восприниматься отдельно;
  • непрерывные множества – в которых элементы не могут восприниматься отдельно, например, стакан воды;
  • упорядоченное множество – в которых элементы находятся в определенном порядке, например, ряд натуральных чисел.

Множество предметов и явлений ребенок воспринимает с помощью различных анализаторов.

К 1-2 годам у детей есть багаж представлений, касающийся множеств однородных предметов, отраженных в пассивной детской речи – строить домик или домики, то есть единственное и множественное число. На этом этапе множества еще не обладают для детей четкими границами и воспринимаются постепенно, по отдельному элементу, без осознания количественной стороны множества. Дети понимают, что такое «много» или «мало», но у этих слов отсутствует четкая количественная характеристика, поэтому они ассоциируются с понятиями «большой» и «маленький».

В 2-3 года дети могут воспринимать множества в их границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, но нет четкого понимания внутренних элементов. Используя блоки Дьенеша, детям можно предложить накладывать предметы на рисунки, заполняя всю часть карточки между крайними элементами. При этом дети могут не воспринимать количество. Они легче воспринимают множество, если они расположено линейно, то есть в ряд.

В 3-4 года дети становятся требовательнее к однородному составу множества, то есть считают, что множество всегда должно состоять из однородных элементов. На восприятие множества влияют качественно-пространственные признаки, к которым относят форму, величину, расстояние между элементами, расположение фигур в пространстве по-разному.

В возрасте четырех-пяти лет, если дети могут воспринимать только однородные предметы – это играет отрицательную роль, в связи с чем, следует предлагать детям материал, требующий выполнения различных операций с множествами. С блоками Дьенеша это сделать очень просто: можно составить единое множество из двух групп, у каждой из которых будут свои особенности, несущественные для целого множества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot