Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра в раннем возрасте

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид детской игры в дошкольный период. Она характеризуется эмоциональной насыщенностью, увлеченностью, самостоятельностью, активностью, творчеством детей. Основная ее особенность – наличие в ней воображаемых ситуаций.

Дети в 1,5-3 года способны овладеть азами сюжетной игры – условными игровыми действиями, которые замещают реальные действия с реальными вещами.

Условное действие всегда состоит из двух планов:

  • того, что делает ребенок фактически;
  • то, что это действие обозначает, его смысл.

Одно и то же смысловое содержание можно реализовать в разных условных действиях.

Если ребенок играет один, ему достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Если же ребенок играет с кем-то, напарнику тоже необходимо понимать суть осуществляемого действия. Для этого ребенок должен назвать и пояснить само игровое действие или условное назначение предмета.

Задачей педагога является формирование у ребенка умения разворачивать условные действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, связывая два-три игровых действия в единую смысловую цепочку, словесно их обозначать, продолжать действия, начатые взрослым или сверстником.

Нужно учить детей парному взаимодействию с одним предметом: катать мячик друг другу, тележку, вместе собирать одну пирамидку, строить башню из кубиков и пр. Такая работа обеспечивает большую самостоятельность детей, ориентацию на ровесников, заложение основ совместной сюжетной игры в будущем.

Первоначально должна быть решена задача формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого педагоги разворачивают сюжетную игру на виду у детей, одушевляет кукол и другие персонажи, приписывая им желания, понятные для детей.

Детям нужно видеть, что воспитателю искренне интересно играть, он проявляет эмоциональное отношение к куклам – помогает им, радуется или расстраивается за них. Такая игра выступает важным условием втягивания детей в условную ситуацию. Эмоциональная окраска действий взрослого и его позиция играющего сразу привлекают внимание детей. Обычно они наблюдают за игрой воспитателя, могут подходить к нему, отвлекаться от своих игрушек, следить за его действиями издалека.

«Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игра, начатая воспитателем, может продолжаться вовлечением в нее какого-то конкретного ребенка, расположенного в настоящее время к общению со взрослым.

В этот период ребенок должен быть обеспечен возможностью разворачивать игровые действия с куклами в самостоятельной деятельности. Для этого можно посадить несколько игрушечных персонажей за столы, поставить перед ними тарелки, разложить приборы или подготовить игрушечные кроватки и стульчики и пр. Воспитатель пользуется простыми и понятными для детей ситуациями: кукла хочет поесть, хочет спать и пр. При этом он ограничивается включением в игру новых 2-3 действий в одной и той же сюжетной линии.

На данном этапе детям могут предлагать игровые предметы, которые имитируют реальные, что помогает детям в понимании смысла игровой ситуации, включении в нее. Условность также может быть подчеркнута тем, что взрослые в своей комментирующей речи вводят в игровую деятельность воображаемые элементы: кормит игрушки кашей, которой нет на самом детей, моет стол водой, которая течет из крана игрушечной кухни, приписывает кукле с неизменным выражением лица, проявление различных эмоций.

Постепенно дети осваивают действия с сюжетными игрушками, а педагог переходит к играм, состоящим уже не из одной, а из двух взаимосвязанных сюжетных ситуаций: кукла варит кашу на игрушечной плите и кормит ею медвежонка. Сюжеты с двумя связанными между собой ситуациями дают воспитателю возможность вовлечь ребенка в игру таким образом, чтобы его игровые действия не просто повторяли, но и продолжали по смыслу действия взрослого партнера по игре.

После того, как дети научаются развертыванию игры с сюжетными игрушками, дополняют игру взрослого партнера собственными действиями, воспитатель начинает реализовывать следующую задачу – формировать игровое действие с предметом-заместителем. В это время воспитатель вместе с сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей пользуются в совместной игре с детьми предметами-заместителями (палочками вместо ложек, кубиками вместо мыла и пр.). Необходимость самостоятельного использования предмета-заместителя формируется у детей только тогда, когда он уже включается в условную игровую ситуацию, стремится ее продолжать и не видит подходящей по сюжету игрушки.

Игра-придумывание

Позже воспитатель продолжает проводить с детьми совместную деятельность, представленную игрой-придумыванием, предлагая теперь придумывать не сказки, которые уже выполнили свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности, а настоящие истории. Придумывание историй может быть осуществлено в более многочисленных группах – 4-5 человек. Воспитатель, после обсуждения с детьми начального эпизода истории – выбора героя, ситуации, в которую он попал, цели, которую он преследует, либо, предлагает его сам, уменьшая постепенно свой вклад в игру. На данном этапе не так важно контролировать соблюдение очередности рассказчиков: каждый ребенок готов уступить свой ход, если у партнеров нет интересных предложений.

Иными словами, характер игры-придумывания воспитателя с детьми в процессе педагогической деятельности изменяется в следующей последовательности:

  • совместно вспомнить и пересказать известную сказку;
  • частично преобразовать известную сказку;
  • придумать новую сказку, соединив сказочные и реалистичные элементы;
  • развернуть новый сюжет с разноконтекстными ролями;
  • придумать новую историю на основании реалистичного события.

После игры-придумывания со взрослыми, у детей может возникнуть желание ее самостоятельного продолжения. Иногда они стремятся развернуть игровой сюжет дальше в речевом плане, но чаще всего сюжет, который был придуман совместно с воспитателем, выступает в качестве толчка для игры с распределением ролей и развертыванием действий с игрушками. Педагог должен поощрять намерения, возникающие у самих детей, но не навязывать им необходимость разыграть придуманный сюжет.

При переходе к самостоятельной игре, дети базируются на придуманных событиях, выбирают определенный вариант, предлагают ряд новых коллизий, включают новые роли, то есть продолжается развитие творческой совместной работы.

Вся работа, направленная на формирование совместного сюжетосложения, может быть начата с детьми в старшей группе детского сада и продолжена в подготовительной группе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot