Необходимость развития словаря у детей дошкольного возраста
Активный словарь – это совокупность слов, которые ребенок может без затруднений применять в собственной речи, и которые он понимает в речи другого человека.
Пассивный словарь – это совокупность слов, которые ребенок понимает в речи другого человека, но при этом не употребляет в своей.
Именно активный словарь определяет уровень развития ребенка, богатство и культуру его речи. В активный словарь ребенка дошкольника входят слова из общеупотребительной лексики, а также ряда специфических слов повседневного употребления.
Пассивный словарь по своему содержанию превосходит активный, так как в него входят слова, значение которых ребенок не знает. То есть он просто их слышал и запомнил. Вспоминает он их только в тот момент, когда слышит от другого человека. Зачастую обогащение активного словаря осуществляется посредством перевода слов из пассивного словаря.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста, является развитие речи ребенка и ее обогащение.
Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:
- Работа над словарем осуществляется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, на основании активной познавательной деятельности.
- Одновременное развитие словаря и умственных способностей, психических процессов, воспитание чувства слова.
- Решение задач по развитию словаря в единстве и в установленной последовательности.
Организуя работу по развитию словаря у детей дошкольного возраста необходимо помнить, что на первом месте стоит положение «о слове как важнейшей языковой единице». Ребенок должен понимать и осознавать, что именно слово и работа над ним являются главным в системе работы по развитию речи.
Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:
- Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности.
- Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений.
- Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий.
Приемы словарной работы
Методика развития словаря детей дошкольного возраста, предусматривает использование разнообразных приемов, каждый из которых направлен на оказание детям помощи в выделении нужного слова в речи, понимании его значение и места употребления в собственной разговорной речи. В рамках одного метода может быть использовано одновременно несколько приемов.
Основные приемы развития словаря детей дошкольного возраста:
- Называние слова воспитателем – используется в качестве образца произношения нового или трудного слова. Задача воспитателя заключается в том, чтобы произнести слово четко и понятно для всех воспитанников.
- Показ объекта – используется в том случае, когда новое слово сложно для понимания лишь одним объяснением. Например, объясняя слово «духовка» воспитатель может использовать игрушечную плиту или картинку.
- Толкование – используется при ознакомлении детей с иностранным словом или мало знакомым. Например, аквариум – это стеклянный ящик, в котором живут рыбки.
- Включение слов в предложение – применяется в том случае, если понимание нового слова будет лучше в рамках конкретного контекста.
- Повторение – используется для лучшего запоминания слова. Повторение должно быть неоднократным как во время учебного занятия, так и в течение дня.
- Объяснение этимологии слова – применяется в старших группах, используется для усиления объяснения, развития любознательности и чуткости к языку.
- Вопрос – прием, используемый для активизации словаря, подразумевает обращение воспитателя к детям, при этом задаваемый вопрос может быть как прямым, так и подсказывающим.
Все приемы, могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности в рамках определенного метода. Кроме того, приемы могут применяться при проведении дидактических игры и занятий по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо только учитывать их доступность детям.
Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей
Развитие словаря у детей дошкольного возраста осуществляется не только в рамках специально организованных занятий, но в иных видах деятельности.
Виды деятельности:
- Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи.
- Трудовая деятельность. Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти.
- Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща.
Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.
Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.
Таким образом, словарная работа в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.