Вводное занятие – это учебное занятие, на котором реализуется знакомство учащихся с конкретной дисциплиной и педагогом и реализуется мотивация на успешное овладение знаниями по ней.
Вводное занятие является начальным этапом преподавания конкретной дисциплины. С него начинается знакомство с конкретной областью научного знания и его спецификой, формирование представлений учащихся о направлениях предстоящей деятельности и вообще установление взаимодействия между педагогом и коллективом учащихся.
Структура вводного занятия
Вводное занятие по дисциплине имеет следующую структуру:
- Организационный компонент.
- Информационный компонент.
- Методический компонент.
- Итоговый компонент.
Каждый из них характеризует содержание вводного занятия. Организационный компонент включает в себя знакомство педагога с учащимися, освещение правил обучения, требований к подготовке учащихся к занятию по данной дисциплине, нормах поведения и ожидаемых результатах учебной деятельности.
Информационный компонент связан с освещением вопросов об учебной дисциплине, отрасли научного знания, к которой она относится, ее особенностях, количестве разделов и тем, которые будут изучены, определением целей и задач изучения данной дисциплины, ее значимости и важности для развития учащихся конкретного уровня образования, форм и методов организации образовательной деятельности, которые будут применены для ее познания.
Методический компонент вводного занятия ориентирован на знакомство учащихся с методикой их познавательной деятельности. Педагог освещает методы преподавания, знакомит учащихся с методиками решения различных задач, используемый в обучении учебной литературой и приемами познавательной деятельности, которыми могут пользоваться учащиеся для изучения данной дисциплины.
Итоговый компонент отражает анализ текущего занятия и подведение общих итогов деятельности. Педагог может просто тезисно повторить сущностные аспекты занятия, а может провести аналитическую работу совместно с учащимися, выявляя степень их понимания представленной информации на занятии и сущности новой учебной дисциплины.
При поведении итогов необходимо акцентировать внимание учащихся на важных аспектах содержания вводного занятия. Особое внимание уделяется методической деятельности и теоретическим знаниям, которые будут сформированы в ходе изучения данной дисциплины.
Следует отметить, что эффективность вводного занятия можно спрогнозировать. Для этого в расчет берется возраст коллектива учащихся, их особенности развития, национальные особенности, уровень общего и интеллектуального развития, готовность к освоению данной дисциплины, наличие у педагога опыта преподавания и взаимодействия с учащимися конкретной возрастной группы, соответствие содержание занятия, используемым методам его реализации.
Специфические аспекты проведения вводного занятия
Поскольку, вводное занятие имеет свои особенности, то и его проведение обладает рядом специфических черт. К ним относятся несколько групп особенностей:
- Психологические особенности проведения вводного занятия. Они связаны с незнанием педагога и учащихся друг друга и опасением, вызванным недоверием, непониманием, новизной знания и деятельности. Педагогу требуется сформировать свой имидж и занять авторитетную позицию с начала обучения. Потому, он испытывает стресс, боясь не справиться с мотивацией учащихся, привлечением их внимания к собственной личности и дисциплине. Также, на вводном занятии требуется реализовать быстрое знакомство, что требует формирования соответствующей атмосферы.
- Организационные особенности проведения вводного занятия. Они сопряжены с организацией занятия, требующей использования нестандартных форм работы, применения игровых методов, ориентированных на быстрое знакомство сторон и включение учащихся в работу на занятии, их мотивацией к познанию дисциплины. Здесь, требуется использование инновационных форм и методов работы, учитывающих возрастные особенности учащихся и их потенциальные возможности. Педагогу требуется грамотно подойти к их выбору, чтобы обеспечить продуктивную реализацию занятия.
Следует, также, отметить, что форма проведения вводного занятия может быть нестандартной, но она должна находить применение и в последующем изучении дисциплины и соответствовать возрасту учебного коллектива.
Методические рекомендации проведения вводного занятия по дисциплине
Чтобы обеспечить эффективность вводного занятия, требуется соблюдение методических рекомендаций его проведения педагогом. К таковым относятся:
- Сосредоточение внимание на тех аспектах занятия, которые больше интересны учащимся, а не педагогу;
- Установление контакта с учащимися в начале занятия и его сохранение на всем его протяжении;
- Четкое обоснование норм и правил поведения учащихся во время занятий по данной дисциплине;
- Организация занятия в опоре на четкий и доступный для понимания понятийный аппарат, обеспечение эффективной обратной связи, логической последовательности, предоставляемой информации;
- Исключение чрезмерной насыщенности занятия терминами, методическими основами деятельности, категориальным аппаратом;
- Завершенность занятия. Требуется реализовать занятие полноценно и обеспечить полноценную передачу сути в содержании каждого этапа занятия;
- Использование наглядных средств в объяснении сущности дисциплины и методов ее изучения;
- Оптимальный темп организации занятия и темп освещения педагогом информации;
- Максимальное использование временных ресурсов на занятии на знакомство с дисциплиной и основами ее познания;
- В ходе подведения итогов занятия педагогу необходимо убедиться в том, что учащимися понято содержание занятия, и они придут на следующее занятие с четким пониманием сути дисциплины и особенностей ее познания. Для этого может быть проведен опрос или анкетирование.