Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения учащихся начальных классов основам декоративно-прикладного искусства

Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству

Определение 1

Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания изделий, в которых сочетаются художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей и являются неотъемлемой частью среды человеческого обитания. Основа и источник декоративно-прикладного искусства – народное творчество.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей на разных этапах их художественного развития.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство вместе с остальными видами искусства является способом художественного освоения мира человеком. Изучая отдельные темы, дети устанавливают связь образного строения произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшего природного мира. При использовании разнообразных материалов и техник.

Дети знакомятся с различными произведениями декоративно-прикладного искусства, которые окружают их в повседневной жизни, а также самостоятельно изготавливают игрушки, посуду, платки, маски и пр. Дети учатся созданию пластически выразительных форм, их украшению, ритмично выстраивают в целостную композицию изобразительные элементы с цветовыми пятнами, осваивая различные техники и материалы.

Урок декоративно-прикладного творчества должен прививать ученикам духовные ценности и идеалы. Приоритет на уроках необходимо отдавать духовно-содержательным аспектам, осваиваемым при восприятии произведений ДПИ и закрепленным в собственной практической деятельности.

Обращаясь к истокам народного искусства, постепенно ученики овладевают опытом мирочувствования и мировосприятия предков-славян. В этом случае точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно символическими элементами которых выражаются поэтические воззрения древних людей на наш мир.

Необходимо научить учеников видеть и распознавать социальную окрашенность костюма, рассматривать его конструкцию, форму, цвет, материал, декор. Декор – это знак, который символизирует некоторые отношения людей в обществе, что соответствует необходимости формировать общую художественную культуру учеников.

«Методика обучения учащихся начальных классов основам декоративно-прикладного искусства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства представляют единый след человечества, оставляемый на пути его исторического, культурного и духовного развития.

Дети знакомятся с разнообразными формами современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и пр.. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства предоставляет возможность ученикам сопоставлять два склада мышления – народный, базирующийся на традициях, а также профессиональный, предполагающий максимальное проявление творческой индивидуальности художника, поиск новых форм, пластический язык, созвучный времени, а также широкие возможности экспериментирования в определенном материале.

Особенности обучения учащихся начальных классов основам декоративно-прикладного искусства

В ходе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству особую роль играет включение в урок активных средств эмоционально-образного воздействия – слов, музыки, зрительных образов. На уроках, которые посвящены народному искусству, использование различных типов фольклора – устно-поэтического, музыкального и изобразительного – способствует осознанию учениками нерасторжимой целостности народной культуры. Восприятием памятников народного творчества раскрываются поэтические связи народного искусства и природы.

В ходе восприятия материала должен быть затронут ряд следующих проблем:

  • разнообразные формы, материалы, декоративные элементы в крестьянском искусстве;
  • единство конструкции и декора в предметах крестьянского быта;
  • взаимосвязь образного строя крестьянских вещей и природы, мироощущения, мировоззрения народа;
  • ограниченное количество образов, мотивов, тем, а также богатство их вариаций, содержащихся в народном декоре;
  • пластическое решение традиционных образов и мотивов в различных видах крестьянского бытового искусства;
  • картина мироздания в целостном образном строе крестьянских вещей;
  • специфический образный язык народного прикладного искусства;
  • ощущение личности народного мастера в крестьянском искусстве, созданном человеком.

При подготовке к уроку необходимо заранее продумывать систему вопросов по иллюстративному материалу учебника, степень включенности учебника в структуру урока.

При восприятии важно любование, эстетическое переживание сопровождаемое живой эмоциональной реакцией учеников на увиденное. Сравнивая одну форму с другой, ученики могут подметить в одних случаях мягкую пластику форм, а в других – геометрическую жесткость или графическую четкость, более выраженный орнамент.

Большую роль играет коллективная форма работы, предполагающая необходимость объединить творческие усилия всех участников. Коллективная деятельность становится более актуальной во время работы с конкретным материалом, связанным и художественным оформление школьного интерьера. В коллективной творческой деятельности каждый ребенок работает самостоятельно, но вместе с тем внутри коллектива он чувствует свои индивидуальные возможности при достижении общественно значимых целей. В ходе коллективной работы у детей идет формирование навыков совместной деятельности, накопления опыта общения, межличностных отношений и координации совместных действий.

Обсуждая и оценивая работы, следует базироваться на следующих критериях:

  • декоративность – лаконично-обобщенное, условно-выразительное пластическое решение;
  • содержательность – степень реализации полученных знаний в учебно-творческом задании, поиск содержательной формы;
  • оригинальность – фантазия, воображение, внесение элемента новизны, личностное прочтение задания.
Дата последнего обновления статьи: 24.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot