Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания изделий, в которых сочетаются художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей и являются неотъемлемой частью среды человеческого обитания. Основа и источник декоративно-прикладного искусства – народное творчество.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей на разных этапах их художественного развития.
На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство вместе с остальными видами искусства является способом художественного освоения мира человеком. Изучая отдельные темы, дети устанавливают связь образного строения произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшего природного мира. При использовании разнообразных материалов и техник.
Дети знакомятся с различными произведениями декоративно-прикладного искусства, которые окружают их в повседневной жизни, а также самостоятельно изготавливают игрушки, посуду, платки, маски и пр. Дети учатся созданию пластически выразительных форм, их украшению, ритмично выстраивают в целостную композицию изобразительные элементы с цветовыми пятнами, осваивая различные техники и материалы.
Урок декоративно-прикладного творчества должен прививать ученикам духовные ценности и идеалы. Приоритет на уроках необходимо отдавать духовно-содержательным аспектам, осваиваемым при восприятии произведений ДПИ и закрепленным в собственной практической деятельности.
Обращаясь к истокам народного искусства, постепенно ученики овладевают опытом мирочувствования и мировосприятия предков-славян. В этом случае точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно символическими элементами которых выражаются поэтические воззрения древних людей на наш мир.
Необходимо научить учеников видеть и распознавать социальную окрашенность костюма, рассматривать его конструкцию, форму, цвет, материал, декор. Декор – это знак, который символизирует некоторые отношения людей в обществе, что соответствует необходимости формировать общую художественную культуру учеников.
Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства представляют единый след человечества, оставляемый на пути его исторического, культурного и духовного развития.
Дети знакомятся с разнообразными формами современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и пр.. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства предоставляет возможность ученикам сопоставлять два склада мышления – народный, базирующийся на традициях, а также профессиональный, предполагающий максимальное проявление творческой индивидуальности художника, поиск новых форм, пластический язык, созвучный времени, а также широкие возможности экспериментирования в определенном материале.
Особенности обучения учащихся начальных классов основам декоративно-прикладного искусства
В ходе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству особую роль играет включение в урок активных средств эмоционально-образного воздействия – слов, музыки, зрительных образов. На уроках, которые посвящены народному искусству, использование различных типов фольклора – устно-поэтического, музыкального и изобразительного – способствует осознанию учениками нерасторжимой целостности народной культуры. Восприятием памятников народного творчества раскрываются поэтические связи народного искусства и природы.
В ходе восприятия материала должен быть затронут ряд следующих проблем:
- разнообразные формы, материалы, декоративные элементы в крестьянском искусстве;
- единство конструкции и декора в предметах крестьянского быта;
- взаимосвязь образного строя крестьянских вещей и природы, мироощущения, мировоззрения народа;
- ограниченное количество образов, мотивов, тем, а также богатство их вариаций, содержащихся в народном декоре;
- пластическое решение традиционных образов и мотивов в различных видах крестьянского бытового искусства;
- картина мироздания в целостном образном строе крестьянских вещей;
- специфический образный язык народного прикладного искусства;
- ощущение личности народного мастера в крестьянском искусстве, созданном человеком.
При подготовке к уроку необходимо заранее продумывать систему вопросов по иллюстративному материалу учебника, степень включенности учебника в структуру урока.
При восприятии важно любование, эстетическое переживание сопровождаемое живой эмоциональной реакцией учеников на увиденное. Сравнивая одну форму с другой, ученики могут подметить в одних случаях мягкую пластику форм, а в других – геометрическую жесткость или графическую четкость, более выраженный орнамент.
Большую роль играет коллективная форма работы, предполагающая необходимость объединить творческие усилия всех участников. Коллективная деятельность становится более актуальной во время работы с конкретным материалом, связанным и художественным оформление школьного интерьера. В коллективной творческой деятельности каждый ребенок работает самостоятельно, но вместе с тем внутри коллектива он чувствует свои индивидуальные возможности при достижении общественно значимых целей. В ходе коллективной работы у детей идет формирование навыков совместной деятельности, накопления опыта общения, межличностных отношений и координации совместных действий.
Обсуждая и оценивая работы, следует базироваться на следующих критериях:
- декоративность – лаконично-обобщенное, условно-выразительное пластическое решение;
- содержательность – степень реализации полученных знаний в учебно-творческом задании, поиск содержательной формы;
- оригинальность – фантазия, воображение, внесение элемента новизны, личностное прочтение задания.