Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, характеризующаяся отставанием функционирования психической сферы организма, различных психических процессов от установленных возрастных норм.
Данная задержка приводит к наличию специфических образовательных потребностей детей, вызывает проблемы в усвоении общеобразовательной программы и необходимость обучения в специальных заведениях коррекционного типа.
Особенности освоения математической науки учащимися с ЗПР
Нарушения функционирования психической сферы организма приводят к трудностям в развитии интеллектуальной сферы ребенка и усвоении им разнообразного материала. В первую очередь это касается развития логического мышления и формирования математических представлений.
Освоение математики учащимися с ЗПР характеризуется следующими специфическими чертами:
- Проблемы в усвоении правил совершения элементарных вычислительных операций, простейших вычислительных действий.
- Выполнение вычислений примитивными приемами: счет на пальцах, рисование и зачеркивание палочек.
- Непонимание смысла математической задачи, а, соответственно, неспособность нахождения верного варианта ее решения.
- Непонимание смысла операций умножения и деления, что приводит к ошибкам в их выполнении. Учащиеся заменяют умножение сложением, а деление вычитанием.
- Частота ошибок по «невнимательности». Они проявляются в замене чисел, замене арифметических действий, путании понятий длина, ширина, высота.
- Сложности понимания сути операций сложения и вычитания, умножения и деления.
Все эти особенности обуславливают применение специальной методики коррекционного обучения, ориентированной на формирование навыков вычисления у учащихся с ЗПР.
Система работы по развитию навыков умножения и деления у учащихся с ЗПР
Психические нарушения, приводящие к нарушениям работы интеллектуальной сферы учащихся, требуют систематической работы по развитию смыслового понимания учащимися основ умножения и деления.
Система работы по развитию навыков умножения и деления у учащихся с ЗПР включает в себя следующие направления деятельности:
- Знакомство с умножением как сложением одинаковых слагаемых.
- Знакомство с основами деления объектов на равные части.
- Формирование таблицы умножения числа два.
- Формирование таблицы деления на равные части числа два.
- Освоение основ умножения с формированием таблицы в пределах двадцати.
- Освоение основ деления с формированием таблицы деления на равные части в пределах двадцати.
- Формирование практических навыков на основании переместительного закона умножения.
- Освоение основ умножения и деления как взаимообратных процессов.
- Освоение разных способов деления с применением коррекционных методов и приемов.
- Освоение умножения и деления единицы и на единицу.
В основе всех этих направлений деятельности лежит раскрытие смысла каждого арифметического действия. Раскрытие смысла требует совершения конкретных действий с предметами, позволяющими идентифицировать каждое действие и сформировать основы установления связей между ними.
В ходе обучения навыкам умножения происходит запоминание таблицы умножения. Таблица умножения чисел заучивается на основании установления и регулярного подчеркивания закономерности ее формирования: результат последующей операции умножения больше предыдущего на количество единиц в одном множестве.
Умножение заменяется сложением равных слагаемых и наоборот. Также, используются наглядные рисунки, поясняющие операции умножения и основы их совершения.
Также, учащимся с ЗПР даются примеры, которые дают понять, что сложение не всегда подходит для замены операции умножения, а потому основы умножения должны быть освоены. Например, даются примеры: 2+2+2+2 и 2+1+3+4 и анализируется возможности их замены умножением. Учащиеся постигают, что умножение является сложением только одинаковых слагаемых.
Изучение операций умножения и деления реализуются в параллели друг другу. Постигается связь и зависимость этих арифметических операций.
Для постижения учащимися основ деления применяются операции с предметными множествами. Они позволяют понять смысл деления и постичь его основные законы. Операции опираются на рассмотрение конкретных жизненных ситуаций, затрагивающих опыт ребенка с ЗПР.
В освоении операций умножения и деления детьми с ЗПР требуется упрощение заданий. Применяются вариативные практические действия, позволяющие снизить интеллектуальную перегруженность, возникающую на уроках математики. Она особенно остро проявляется у детей с ЗПР.
Алгоритм формирования навыков умножения и деления у учащихся с ЗПР
Навыки умножения и деления формируются у детей с интеллектуальными дисфункциями по следующему алгоритму:
- Актуализация математических знаний учащихся. Учащиеся повторяют примеры решения задач на сложение и вычитание.
- Формирование новых знаний и навыков совершения вычислительных операций на умножение и деление.
- Освоение алгоритма нового арифметического действия. Составляется последовательность действий, направленных на решение конкретных примеров на умножение и деление.
- Практическая отработка усвоенного арифметического навыка в совместной работе с педагогом.
- Практическая отработка усвоенного арифметического навыка в самостоятельном решении примеров учащимися в стандартных ситуациях.
- Практическая отработка усвоенного арифметического навыка в самостоятельном решении примеров учащимися в нестандартных ситуациях.
Тренировочные упражнения выполняются в большом количестве. Это помогает довести совершение операций по умножению и делению до автоматизма и сформировать у учащихся действенные арифметические навыки.
Многократно выполняемые действия по умножению и делению постепенно приобретают свойства арифметических навыков. Действия уже носят осознанный характер, что снижает затраты сил и энергии, и формируют основы применения данных арифметических навыков в разнообразных условиях.