Понятие компьютерной грамотности
Компьютерная грамотность – это овладение минимально необходимым объемом навыков работы на компьютере, умение пользоваться средствами вычислительной техники, а также понимание основ информатики и значения информационной технологи в социальной жизни.
Дисциплину «Методика обучения компьютерной грамотности» относят к категории вариативного раздела профессионального перечня дисциплин, подлежащих изучению. Чтобы освоить дисциплину «Методика обучения компьютерной грамотности» обычно используют знания, умения и навыки, которые были сформированы при изучении таких дисциплин, как «Основы математической обработки информации», а также «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
Изучение данной дисциплины – необходимая основа для дальнейшего продолжения изучения дисциплин, входящих в профессиональный цикл и необходимую базу для работы за компьютером.
Цель методики обучения компьютерной грамотности – выработать системное представление, касающееся информационных знаний и умений, подготовить будущего специалиста к интеграции своей профессиональной деятельности в информационную среду, а также к возможности формирования информационной грамотности коллег, формировать компетенции, необходимые, чтобы преподавать компьютерную грамотность у учеников начальной школы.
Задачи методики обучения компьютерной грамотности
К задачам данной дисциплины относят:
- способствовать формированию устойчивых практических навыков работы с современным программным обеспечением и техническими средствами у студентов, которые могут быть применены в системе образования;
- обеспечить процесс освоения технологий использования и разработки электронных образовательных ресурсов, учитывая требования к их содержанию и оформлению;
- помогать овладеть навыками работы с программным обеспечением через средства общего и профессионального назначения, а также способами совершенствовать профессиональные знания и умения посредством использования возможностей информационной среды;
- содействовать процессу формирования методических знаний и умений, которые необходимы, чтобы организовать процесс изучения информатики учащимися младших классов;
- возможность привлечения к самоанализу и самооценке, взаимоанализу и взаимооценке педагогической деятельности, чтобы повысить педагогическую квалификацию.
Процесс изучения рассматриваемой дисциплины предполагает обязательное формирование следующих компетенций:
- готовность пользоваться основными методами, способами и средствами, необходимыми, чтобы получить, хранить и перерабатывать информацию, готовность работать с компьютером в качестве средства управления информацией;
- способность производить определенные действия с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- способность понимать сущность и значение информации для развития современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, которые возникают в процессе этой деятельности, соблюдение основных требований информационной безопасности, включая защиту государственной тайны;
- способность подготавливать и редактировать тексты профессионального и социально значимого содержания;
- готовность пользоваться современными методиками и технологиями, включая информационные, с целью обеспечить качественный учебно-воспитательный процесс на конкретной образовательной ступени рассматриваемого образовательного учреждения.
Результаты освоения дисциплины
В результате освоения образовательной программы по рассматриваемой дисциплине, учащийся должен знать:
- основы компьютерной грамотности;
- основной перечень компьютерных программ;
- роль информации в человеческой деятельности;
- основные виды информационных программ – текстов, чисел, звуков, таблиц, графиков, а также информационных процессов – обработки, хранения, передачи информации;
- назначение основных компьютерных устройств – устройство ввода и вывода, хранения, передачи и переработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиена при работе за компьютером;
- методы и формы активного и интерактивного обучения;
- особенности использования компьютерных систем, с учетом требований СанПин, нормативных правовых документов, направленных на сохранение авторских прав используемых ресурсов.
После освоения дисциплины, учащиеся должны уметь:
- пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, в том числе пакетами прикладных программ, локальных и глобальных компьютерных сетей, чтобы собирать, обрабатывать и анализировать информацию;
- давать оценку программному обеспечению и перспективам его использования, учитывая необходимость решения определенного спектра профессиональных задач;
- проектировать и разрабатывать электронные образовательные ресурсы, используя разнообразные технологии;
- учитывать в педагогическом взаимодействии разнообразные особенности учащихся;
- проектировать образовательные процессы, используя разные современные технологии, соответствующие общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности на данном этапе.
После освоения данной дисциплины, учащиеся должны владеть:
- набором навыков работы с разными программами общего и узконаправленного назначения;
- базовыми программными методами защиты информации в процессе работы с компьютерными системами и организационными способами и приемами защиты от вирусов;
- способами ориентироваться в профессиональных информационных источниках – журналах, сайтах, образовательных порталах и пр.;
- способами совершенствовать профессиональные знания и умения посредством использования возможностей информационной среды образовательного учреждения в регионе, области или стране.