Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения и воспитания младших школьников

Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст- это этап развития ребенка, связанный со сменой его основной деятельности (с игровой на учебную) и попаданием в новую социальную среду, требующую адаптации к ее условиям.

Замечание 1

Младший школьный возраст связан с формированием у ребенка новой деятельности – учебной. Она становится основным видом деятельности учащегося и будет занимать данную позицию в течение длительного временного промежутка.

Учебная деятельность носит характер социально значимой и социально полезной деятельности. отношение ребенка с окружающими людьми, его уверенность или неуверенность в себе, оценка собственного «Я» и нахождение своего места в социальной среде развивается через новую социальную роль младшего школьника – роль учащегося и его учебную деятельность. Таким образом происходит формирование самооценки младшего школьника, осознание им себя, как части социального пространства и своей функциональной роли в нем.

Все эти черты учебной деятельности обуславливают ее воспитательное значение в развитии подрастающего поколения.

Учебная деятельность начинает формироваться у каждого ребенка при поступлении в школу. Она состоит из следующих компонентов:

  1. Учебно-познавательные мотивы. Они отражают целевое назначение и необходимость познавательной деятельности младшего школьника. Эти мотивы должны быть сформированы на стадии начального школьного обучения, чтобы обеспечить его эффективность на дальнейших этапах.
  2. Учебная задача. Она отражает развитие у учащегося способов познания. В ходе решения совокупности разнообразных учебных задач происходит открытие новых направлений деятельности, формирование новых способов познания.
  3. Учебная операция. Она отражает выполнение конкретного действия для решения одной учебной задачи. Формирование учебных операций происходит постепенно. сначала учащийся осваивает каждую из них и применяет их все для решения поставленной задачи/задач. Затем, количество задач сокращается. Для решения задачи, большинство операций совершаются в уме, а затем и вовсе исключаются и задача решается одномоментно.
  4. Учебный контроль. Он необходим для проверки правильности совершения учебных операций и решения учебных задач. Его формирование является необходимым условием эффективной реализации учебной деятельности, достижения ее целей и задач, соблюдения всех условий и правил.
  5. Оценка учебной деятельности. она необходима для того, чтобы определить уровень освоения учащимся совершения учебной операции и результативность выполнения учебных задач.
«Методика обучения и воспитания младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сформированность учебной деятельности является итогом развития каждого из ее компонентов. Этот процесс является длительным и требует системной работы и взаимодействия педагога и учащихся начальной школы. Образцы совершения учебной деятельности, т.е. постановка учебной задачи, мотивация к ее выполнению, демонстрация выполнения учебной операции, проведение учебного контроля и выставление оценки реализуется педагогом. Младший школьник постепенно осваивает основы этой деятельности и реализует ее самостоятельно без помощи педагога.

Проектирование содержания начального школьного образования

Программа начального школьного обучения разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

Содержание начального школьного образования формируется в соответствии со следующими положениями:

  1. Социальные и культурные требования общества к выпускнику начальной школы. Завершения данного этапа обучения должно сформировать у учащихся начальной школы определенный уровень знаний и навыков, воспитать нравственные, духовные, эстетические и физические качества, которые необходимы ребенку для перехода на следующую ступень его обучения и развития и существования в социальной среде. В начальной школе ребенок осваивает устройство окружающего мира, познает основы математической науки, учится читать и писать, развивает основные физические качества и выполняет различную творческую деятельность : изобразительное искусство, музыка. Кроме того, в этот период осуществляется воспитание гражданских и патриотических свойств личности учащегося, выработка нравственных ориентиров деятельности.
  2. Соответствие содержание образования научным теориям современной педагогике, принципу системности образования и основным направлениям образовательной политики государства.
  3. Содержание начального школьного обучения должно быть доступным для освоения учащимися, исходя из особенностей функционирования их психических и познавательных процессов.
  4. Удовлетворение личностных потребностей в образовании. Содержание образования должно быть ориентировано на предоставление каждому учащемуся минимального объема знаний, которые обязательны для усвоения и необходимы для его жизнедеятельности и удовлетворения личностных потребностей.

Методы обучения и воспитания младших школьников

В начальной школе актуально использование следующих методов обучения и воспитания учащихся:

  • Методы деятельностного обучения. Такие методы ориентированы на уход от объяснения и показа материала педагогом к выполнению учащимися практических познавательных операций, развития творческого подхода к делу, проявления инициативы к познанию. Данные методы открывают учащимся новые способы получения информации, превращают их в исследователей, учат критически мыслить и работать с информационными ресурсами.
  • Дидактические игры. Игровые методы обучения актуально использовать в начальном школьном обучении, поскольку ребенок еще не потерял интереса к игровым действиям. Дидактические игры имеют правила, которые требуется соблюдать всем учащимся. Это активизирует их воспитательный эффект.
  • Методы проектного обучения. Они ориентированы на развитие у учащихся навыков творческого подхода к делу, получения опыта деятельности, самостоятельное решение, поставленных учебных задач, развитие навыков коллективного взаимодействия и работы в команде.
  • Метод мозгового штурма. Он ориентирован на коллективном обсуждении поставленной проблемы, предложении вариантов ее решения и выборе наиболее оптимального. Это развивает навыки нестандартного мышления, активизирует коллективную работу, учит учитывать мнение товарищей, принимать чужое мнение, как единственно верное в решении конкретной задачи.
Дата последнего обновления статьи: 06.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot