Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст- это этап развития ребенка, связанный со сменой его основной деятельности (с игровой на учебную) и попаданием в новую социальную среду, требующую адаптации к ее условиям.
Младший школьный возраст связан с формированием у ребенка новой деятельности – учебной. Она становится основным видом деятельности учащегося и будет занимать данную позицию в течение длительного временного промежутка.
Учебная деятельность носит характер социально значимой и социально полезной деятельности. отношение ребенка с окружающими людьми, его уверенность или неуверенность в себе, оценка собственного «Я» и нахождение своего места в социальной среде развивается через новую социальную роль младшего школьника – роль учащегося и его учебную деятельность. Таким образом происходит формирование самооценки младшего школьника, осознание им себя, как части социального пространства и своей функциональной роли в нем.
Все эти черты учебной деятельности обуславливают ее воспитательное значение в развитии подрастающего поколения.
Учебная деятельность начинает формироваться у каждого ребенка при поступлении в школу. Она состоит из следующих компонентов:
- Учебно-познавательные мотивы. Они отражают целевое назначение и необходимость познавательной деятельности младшего школьника. Эти мотивы должны быть сформированы на стадии начального школьного обучения, чтобы обеспечить его эффективность на дальнейших этапах.
- Учебная задача. Она отражает развитие у учащегося способов познания. В ходе решения совокупности разнообразных учебных задач происходит открытие новых направлений деятельности, формирование новых способов познания.
- Учебная операция. Она отражает выполнение конкретного действия для решения одной учебной задачи. Формирование учебных операций происходит постепенно. сначала учащийся осваивает каждую из них и применяет их все для решения поставленной задачи/задач. Затем, количество задач сокращается. Для решения задачи, большинство операций совершаются в уме, а затем и вовсе исключаются и задача решается одномоментно.
- Учебный контроль. Он необходим для проверки правильности совершения учебных операций и решения учебных задач. Его формирование является необходимым условием эффективной реализации учебной деятельности, достижения ее целей и задач, соблюдения всех условий и правил.
- Оценка учебной деятельности. она необходима для того, чтобы определить уровень освоения учащимся совершения учебной операции и результативность выполнения учебных задач.
Сформированность учебной деятельности является итогом развития каждого из ее компонентов. Этот процесс является длительным и требует системной работы и взаимодействия педагога и учащихся начальной школы. Образцы совершения учебной деятельности, т.е. постановка учебной задачи, мотивация к ее выполнению, демонстрация выполнения учебной операции, проведение учебного контроля и выставление оценки реализуется педагогом. Младший школьник постепенно осваивает основы этой деятельности и реализует ее самостоятельно без помощи педагога.
Проектирование содержания начального школьного образования
Программа начального школьного обучения разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
Содержание начального школьного образования формируется в соответствии со следующими положениями:
- Социальные и культурные требования общества к выпускнику начальной школы. Завершения данного этапа обучения должно сформировать у учащихся начальной школы определенный уровень знаний и навыков, воспитать нравственные, духовные, эстетические и физические качества, которые необходимы ребенку для перехода на следующую ступень его обучения и развития и существования в социальной среде. В начальной школе ребенок осваивает устройство окружающего мира, познает основы математической науки, учится читать и писать, развивает основные физические качества и выполняет различную творческую деятельность : изобразительное искусство, музыка. Кроме того, в этот период осуществляется воспитание гражданских и патриотических свойств личности учащегося, выработка нравственных ориентиров деятельности.
- Соответствие содержание образования научным теориям современной педагогике, принципу системности образования и основным направлениям образовательной политики государства.
- Содержание начального школьного обучения должно быть доступным для освоения учащимися, исходя из особенностей функционирования их психических и познавательных процессов.
- Удовлетворение личностных потребностей в образовании. Содержание образования должно быть ориентировано на предоставление каждому учащемуся минимального объема знаний, которые обязательны для усвоения и необходимы для его жизнедеятельности и удовлетворения личностных потребностей.
Методы обучения и воспитания младших школьников
В начальной школе актуально использование следующих методов обучения и воспитания учащихся:
- Методы деятельностного обучения. Такие методы ориентированы на уход от объяснения и показа материала педагогом к выполнению учащимися практических познавательных операций, развития творческого подхода к делу, проявления инициативы к познанию. Данные методы открывают учащимся новые способы получения информации, превращают их в исследователей, учат критически мыслить и работать с информационными ресурсами.
- Дидактические игры. Игровые методы обучения актуально использовать в начальном школьном обучении, поскольку ребенок еще не потерял интереса к игровым действиям. Дидактические игры имеют правила, которые требуется соблюдать всем учащимся. Это активизирует их воспитательный эффект.
- Методы проектного обучения. Они ориентированы на развитие у учащихся навыков творческого подхода к делу, получения опыта деятельности, самостоятельное решение, поставленных учебных задач, развитие навыков коллективного взаимодействия и работы в команде.
- Метод мозгового штурма. Он ориентирован на коллективном обсуждении поставленной проблемы, предложении вариантов ее решения и выборе наиболее оптимального. Это развивает навыки нестандартного мышления, активизирует коллективную работу, учит учитывать мнение товарищей, принимать чужое мнение, как единственно верное в решении конкретной задачи.