Нарушение речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это один из видов нарушения процессов звукопроизношения и восприятия фонем в ситуации разных речевых нарушений у детей, имеющих нормальный интеллект и биологический слух.
Во время коррекционной работы, направленной на развитие фонематического слуха, дети гораздо лучше воспринимают и различают приставки однокоренных слов, общие суффиксы, окончания, предлоги слов, а также слова со сложной слоговой структурой.
Если фонематическое восприятие сформировано недостаточно, то невозможно становление звукового анализа.
Звуковой анализ – это мысленное разделение слова на составные элементы, то есть фонемы разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В случае нарушения в произношении и восприятии фонем, отмечают незаконченность процесса формирования артикулирования и восприятия звуков, которые отличают акустико-артикуляционные признаки.
От уровня фонематического восприятия у детей зависит степень овладения ими звуковым анализом. Степень недоразвития может быть разной. Выделяют два ее уровня:
- первичный – первичное нарушение фонематического восприятия. Недостаточный уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и уровнем действий звукового анализа;
- вторичный – вторичное нарушение фонематического восприятия. Отмечаются нарушения речевых кинестезий в связи с анатомическими и двигательными дефектами органов речи, а также нарушение нормального слухопроизносительного взаимодействия, что выступает как важнейший механизм развития произношения.
Состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи характеризуется следующими особенностями:
- недифференцированное произнесение пар или групп звуков – ребенок в этой ситуации может один и тот же звук заменять на 2 или 3 других звука;
- замена звука на более простой по артикуляции;
- нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки ребенок может произносить по инструкции изолированно правильно, но в речи заменяет их другими или вообще пропускает;
- смешение звуков – неустойчивое употребление ряда звуков в разных словах. В одних случаях ребенок может взаимозамещать звуки, а в других – употреблять их правильно.
Дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие, основываясь на перечисленных особенностях ВНД, в педагогическом плане характеризуется следующим образом:
- поведение этих детей нестабильное, отмечены частые перемены настроения;
- могут возникать трудности при овладении учебными видами деятельности, так как на занятиях дети быстро устают, им трудно выполнять задания на протяжении длительного времени;
- могут возникать трудности при запоминании инструкций учителя, особенно многоступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- появление особенностей дисциплинарного характера.
Методика логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием
Подготовительный этап работы предполагает подготовку речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков. В него входят:
- формирование точного набора движений органов артикуляции;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематических процессов;
- отработка опорных звуков.
Формирование первичных произносительных умений и навыков включает:
- постановку звука, то есть правильно произношение изолированного звука;
- автоматизацию звука;
- дифференциацию звука от сходных по артикуляции звуков.
Формирование коммуникативных умений и навыков предполагает становление умений и навыков безошибочного употребление звука в любой речевой ситуации.
Ребенок с отклонениями речевого развития, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетания звуков, ритмико-интонационного оформления слов и фраз.
Коррекционное обучение содержит три раздела:
Первый раздел – артикуляционный, или подготовительный. В первую очередь, у детей уточняется артикуляционная основа дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.
Занятия, направленные на уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия и подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова, проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, которые все дети произносят правильно. Позже логопед включает поставленные уже исправленные звуки.
Второй раздел – дифференцировочный, в котором выделяют два этапа:
- первый этап дифференциации предполагает, что каждый из правильно произнесенных звуков нужно на слух сравнить со всеми артикуляционно или акустически схожими звуками. Особое внимание следует уделить уточнению дифференциации гласных звуков, четкость произношения которых влияет на степень внятности речи и анализ звукослогового состава слова.
- второй этап дифференциации наступает после того, как усвоена артикуляция второго звука из пары взаимозаменяющих звуков речи, то есть дифференциацию производят не только на слух изолированно, но и в речевом произношении.
Третий раздел - становление звукового анализа и синтеза. С самого начала обучения следует базироваться на осознанном анализе и синтезе состава звуков рассматриваемого слова. Восполняя пробелы фонематического развития, большую роль отводят умению выделить звуки из состава слова.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, базирующиеся на четких кинестетических ощущениях, помогают в осознанном осуществлении речи, что выступает как база для подготовки к обучению грамоте. Навык звукобуквенного анализа, сравнения и сопоставления похожих и отличающихся признаков звуков и букв, а также упражнения, посвященные анализу и синтезу, помогают закрепить навыки произношения и усвоения сознательного чтения и письма.