Методика кактус М.А. Панфиловой - это методика, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия и уровня агрессии, ее интенсивности и направленности.
Описание методики
Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.
Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.
Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.
М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными. Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.
Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.
Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.
Процедура проведения
Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.
Оборудование необходимое для проведения методики:
- лист формата А4;
- цветные и простые карандаши средней мягкости.
Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.
В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.
Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.
В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.
Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.
После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.
Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:
- Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
- А к этому кактусу можно прикасаться?
- Этот кактус сильно колючий?
- Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
- Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.
Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.
Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.
Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.
Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.
Отрывистые линии – порывистость характера.
Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.
Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.
Расположение и размер кактуса на листе бумаги.
Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.
Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.
Нормой считается расположение ребенка посередине.
Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству.
Сюжет рисунка.
Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.
Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.
В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.
Цветовая гамма.
Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:
- Зеленый – уверенность и постоянство
- Желтый – страх быть отвергнутым
- Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
- Красный – сильное эмоциональное напряжение
- Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
- Белый – возможные проблемы со зрением
- Черный – противоречивость, избалованность
Трактовка ответов на дополнительные вопросы.
Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.
Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.