Сущность понятий «методика» и «технология» в социальной педагогике
Методика- это комплекс приемов и вариантов реализации какой-либо деятельности. он отражает ее рациональную организацию и обеспечивает достижение целей и задач в различных областях и направлениях деятельности.
Методика социальной педагогики – это отрасль знаний социального и педагогического характера, включающая представления о формах, средствах и методах организации социально-педагогических процедур и мероприятий.
Методика работы социального педагога нацелена на:
- Во-первых, разработку направлений, вариантов реализации, методов, приемов и форм проведения работы социально-педагогического характера с разнообразными категориями граждан общества и социальными группами.
- Во-вторых, разработку механизмов исследования, оценки и анализа применения опыта передовых стран мира в отечественную социально-педагогическую практику деятельности.
Работа социального педагога, с одной стороны имеет диагностический характер т.е. анализирует применение новаторских методик и приемов социально-педагогической работы, занимается разработкой методических данных, обеспечивающих успешную реализацию социально-педагогических мероприятий, а с другой стороны, деловой характер, определяющий направление применение теоретических идей методики в практической деятельности социального педагога. Иными словами, методика социальной педагоги определяет возможности овладения и применения соответствующих для этого технологий, профессиональным мастерством и творческой ориентацией деятельности социальным педагогом.
Методику деятельности социального педагога можно охарактеризовать тремя чертами:
• Выявление целевого назначения социальной деятельности и работы социального педагога; • Поиск вариантов решения проблем объектов социально-педагогической деятельности; • Определение характера взаимоотношений, устанавливающихся между социальным педагогом и объектом его деятельности.
Методика социальной педагогики опирается на теоретические данные и концепции нескольких научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, истории и др.
Социально-педагогические методики и технологии социальной работы могут быть организованы посредством организации индивидуальной формы работы с отдельными личностями, формы коллективного взаимодействия, состав участников которого может быть постоянным или меняться, а также социально-педагогическая работа может осуществляться в микросоциуме т.е. малых социальных обществах, имеющих свои особенности функционирования и направления деятельности.
Социально-педагогическая работа ориентирована на оказание помощи своим подопечным. Эта помощь может быть реализована в виде оказания услуг консультационного характера, проведение патронажа или оказания социальной поддержки граждан в домашних условиях. Такая помощь социального педагога носит пассивный характер. Кроме того, социальный педагог может действовать в общественных интересах, принимая участие в социальных мероприятиях, заниматься благотворительностью, организовывать клубы социальной поддержки, кружки по интересам. Такая работа носит активный характер.
Еще одним направлением социально-педагогической деятельности выступает осуществление психотерапии. Она организуется путем проведения трудовой терапии, библиотерапии, музыкальной терапии, арттерапии и открытия обществ и групп помощи и поддержки разной направленности.
Технология социальной педагогики – это комплекс методов, приемов и средств социально-педагогической деятельности, которые применяются в конкретно установленной последовательности, в различных операциях, процедурах и мероприятиях.
Понятия методика и технология социальной педагогики достаточны близки и взаимосвязаны. Они оба отражают приемы, методы и средства деятельности социального педагога.
Технологии социально-педагогической работы включают перечень инструкций, алгоритмов и указаний по реализации социально-педагогической работы.
Методы социально-педагогической деятельности
Все методы социально-педагогической деятельности выступают инструментами деятельности социального педагога, посредством которых он решает, поставленные социально-педагогические задачи, оказывая влияние на чувства и эмоции, сознание и восприятие объекта социально-педагогического воздействия. Посредством методов социальной педагогики реализуется практическая социально-педагогическая деятельность в разных ее видах и вариациях.
Существует большое разнообразие методов социально-педагогической деятельности, которые могут быть классифицированы по разным основаниям:
- Методы, ориентированные на развитие сознания объекта социальной деятельности: беседы, дискуссии, объяснение, диспуты, личные примеры, работа с книгами.
- Методы, ориентированные на получение положительного социального опыта деятельности объекта социальной деятельности: упражнения, задания, указания, конструирование воспитывающих ситуаций, инструкции деятельности.
- Методы, ориентированные на развитие мотивов социального поведения: игра, поощрение, наказание, эмоциональное воздействие.
- Методы контроля и оценки реализации социально-педагогической деятельности: диагностика показателей развития воспитанников, мониторинг деятельности воспитанников, проведение самооценки и самоанализа.
- Методы, ориентированные на выявление социальных ценностей личности: наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, проведение экспертных оценок.
- Методы, ориентированные на профилактику развития асоциального поведения: консультирование, , тренинги, создание групп поддержки, клубов по интересам.
Технологии социально-педагогической деятельности
Выбор технологии социально-педагогической деятельности является сложным и ответственным. Он требует от социального педагога рассмотрения конкретной ситуации и ее обстоятельств, целевого назначения деятельности, выявление условий ее осуществления, места проведения, выбор форм реализации и временного периода ее осуществления. Кроме того, социальный педагог должен учитывать индивидуальную специфику развития объекта социально-педагогической деятельности, его возможности и способности.
Социально-педагогические технологии могут быть сгруппированы по следующим основаниям:
- По уровню новшества, технологии могут быть традиционными и инновационными.
- По доминирующей деятельности, технологии бывают консультационного характера, игровые, коррекционные, психотерапевтические, экспертные, технологии моделирования и проектирования.
- В зависимости от ориентации на изменение окружающего пространства, технологии могут ориентироваться на преобразование природы и общества.
- В зависимости от численности участников социально-педагогической деятельности, технологии могут быть индивидуальными, коллективными и массовыми.
- В зависимости от практического участия в процессе социально-педагогической деятельности, технологии бывают: лабораторными, кабинетными, полевыми.