Физическое воспитание – это направление воспитательной деятельности, ориентированное на физическое развитие подрастающего поколения.
В ходе физического воспитания формируются навыки физической деятельности, выполнения разнообразных физических упражнений и закладываются основы ведения здорового образа жизни.
Физическое воспитание начинается с дошкольного возраста. Это позволяет сформировать привычку регулярной физической активности, выработать потребность в физических нагрузках, в физкультурной деятельности.
Принципы организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации
Реализации воспитательной деятельности, направленной на физическое развитие подрастающего поколения, реализуется в опоре на следующие принципы:
- Общепедагогические принципы. Они связаны с основами организации воспитательной деятельности в ДОУ и способами реализации физического развития воспитанников. Они отражают основы построения образовательной деятельности в целом и ее проведения на уровне дошкольного образования. Сюда относится принцип природосообразности воспитания, принцип развития, принцип систематичности и непрерывности развития, единства обучения и развития, оздоровительной направленности деятельности и сотрудничества. Все эти принципы интерпретируются в ориентации на физическое воспитание дошкольников.
- Общеметодические принципы. Они определяют основы организации физического воспитания в дошкольном учреждении. Иными словами, это способы проведения занятий физическими упражнениями с выбором методов их организации и инструментария. К таковым принципам относятся принципы доступности и систематичности проведения занятий, соответствия физической деятельности уровню психического развития ребенка, принципы наглядности, творческой активности, сознательности действий и чередования нагрузок.
На основании данных принципов выбираются методы и средства реализации воспитательной деятельности. Обязательно учитываются возрастные особенности развития дошкольников конкретной группы при выборе форм и направлений физической активности.
Физические упражнения как ведущее средство физического воспитания дошкольников
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на развитие конкретного двигательного навыка, конкретную группу мышц, преобразование тела человека, используемые в воспитательном процессе в качестве средств реализации целей и задач физического развития воспитанников.
Каждое физическое упражнение имеет свое содержание и форму реализации. Содержание отражает совокупность физических действий, которые входят в упражнение и определяют продуктивность его исполнения, делают его завершенным.
Что касается формы реализации упражнения, то она отражает его выполнение по отношению к внешним факторам и внутренним особенностям функционирования организма. Упражнения выполняются в определенное время, в конкретном месте, условиях. В ходе исполнения упражнения, его различных движений осуществляется работа различных органов, которые связаны с двигательным аппаратом и зависят от него.
Применение физических упражнений в воспитательном процессе ДОУ ориентировано на удовлетворение потребностей детей в движениях, активизацию их физической деятельности и формирование навыков выполнения произвольных движений. Так происходит постепенное усвоение ребенком выполнения отдельных движений, которые составляют основу полноценных двигательных актов, т.е. более сложных движений, которые развивают двигательную активность ребенка и воздействуют на физическую сферу организма, обеспечивая ее плодотворное развитие.
Применение физических упражнений в качестве ведущих средств физического развития дошкольников обусловлено их укрепляющим воздействием на организма и обеспечением полноценного физического развития ребенка.
Разновидностями физических упражнений, используемых в воспитательном процессе ДОУ, являются:
- Гимнастические упражнения.
- Спортивные упражнения.
- Упражнения для разных групп мышц.
- Подготовительные упражнения.
- Подводящие упражнения.
- Игровые упражнения.
- Кардио-упражнения.
- Силовые упражнения.
- Акробатические упражнения.
- Координационные упражнения.
- Пространственные упражнения.
Направления физического воспитания дошкольников
Дошкольный возраст является особенным этапом в развитии ребенка. В это время, физическое становление его организма находится в активной фазе. Дети быстро усваивают новое, постигают выполнение разнообразных движений, легко приспосабливаются к нагрузкам, обладают хорошей гибкостью. Все это обеспечивает продуктивное физическое развитие при правильно организованном воспитательном подходе.
Физическое воспитание дошкольников реализуется по следующим направлениям:
- Теоретическое развитие дошкольников по вопросам физической культуры и двигательной активности. Здесь происходит формирование представлений о движениях, их необходимости и функциональной роли в поддержании здоровья организма.
- Борьба с заболеваемостью. Сюда входят процедуры закаливания и регулярное выполнение гимнастики.
- Расширение функциональных возможностей организма. Происходит освоение новых форм двигательной активности, постижение выполнения новых движений.
- Формирование правильной осанки. Используются специальные упражнения на укрепление позвоночника и его выпрямление, разнообразные гимнастические приемы.
- Развитие моторных функций организма. Они формируются в ходе выполнения гимнастических упражнений, пальчиковой гимнастики.
- Формирование гигиенических основ поведения. Они формируются в режимных моментах и на образовательных занятиях и поддерживаются за счет соблюдения режима дня дошкольников, поддержания рациона питания, чистоты помещений ДОУ и регулярного проветривания.
Реализация данных направлений обеспечивается за счет регулярного проведения гимнастики – ее включения в режим дня дошкольников, выполнения физических упражнений, организации подвижных игр и освещении вопросов здорового образа жизни.
Дети выполняют разнообразные упражнения, направленные на развитие равновесия, координации движения, быстроты и ловкости. Как правило детям дошкольного возраста не даются сложные движения. Они выполняют прыжки, бег, ходьбу на месте, лазанье и метание, участвуют в подвижных играх спортивных мероприятиях. Все это способствует повышению их физической активности, физическому росту и развитию.
Рисунок 1. Особенности физического воспитания в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ