Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика диагностики дислексии детей

Понятие дислексии

Определение 1

Дислексия – это частичные нарушения процесса чтения, которые проявляются в повторяющихся и стойких ошибках при чтении, обусловленных несформированностью высших психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе чтения.

При дислексии у учащихся оперативная единица чтения не выше одного знака, а скорость чтения даже к окончанию школьного обучения не превышает уровень второго класса. Ошибки, допускаемые учащимися с дислексией схожи с теми ошибками, которые дети допускают при обучении чтению в норме. Понимание прочитанного текста при дислексии страдает в разной степени. Это может быть и негрубое нарушение, а порой оно и вовсе может отсутствовать.

Наиболее распространенными группами ошибок при дислексии являются:

  1. Неусвоение букв – проявляется в неточном соотношении звуков и букв, их замена и смешение во время чтения:

    • смешение и замена близких фонетически звуков;
    • замена схожих между собой по написанию букв;
    • вариативные, недифференцированные замены букв.
  2. Чтение слов по одной букве, как итог нарушение слияния звуков в слогах и словах:

    • пропуск букв, чаще всего согласных;
    • добавление лишних звуков или напротив их пропуск;
    • перестановка или пропуски слогов.
  3. Нарушение понимания прочитанного – может нарушаться понимание отдельного слова, предложения или даже всего текста.

  4. Замена слов в предложении местами.

  5. Аграмматизм – ошибки в согласованности слов между собой, распадежовка, неправильное прочтение окончаний.

Наличие ошибок во время чтения зависит от этапа овладения навыками чтения. Выделяют следующие этапы и соответственные им группы ошибок:

  1. Аналитический этап – отмечается замена звуков, искажение их слияния, а также нарушение звукосложения слов, при этом понимание прочитанного соответствует норме.
  2. Аналитико-синтетический и синтетический этапы – нарушение звукосложения и структуры слов, аграмматизмы, замена слов в тексте и нарушение понимания прочитанного.
«Методика диагностики дислексии детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика основных методик диагностики дислексии у детей

Методика диагностики дислексии у детей требует профессионального подхода к определению нарушений. Стандартные методики, по мнению мирового научного сообщества, не в состоянии выявить нарушения и причины их возникновения, и тем более оказать содействие в разработке индивидуальной коррекционной программы. Одной из наиболее популярных и наиболее точных методик является нейропсихологическая диагностика, разработанная О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной.

Данная методика способна комплексно оценить имеющиеся нарушения и трудности в овладении чтением. Осуществляется она в форме тестирования, что позволяет получить и количественные, и качественные характеристики испытуемых, понять психологические механизмы, которые лежат в основе выявленной дислексии.

Замечание 1

Диагностика О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной состоит из различных приемов, которые используются в зависимости от возраста детей, их психологического развития и уровня овладения навыками чтениями. Чем старше учащийся, чем выше его уровень чтения, тем сложнее диагностические задания.

Детям, которые только осваивают чтение, в рамках диагностики предлагают прочитать отдельные буквы, найти среди перечня букв определенную букву. Обращают внимание не только на то, как дети читают буквы, контролируют правильность их прочтения, но не с какой скоростью это все выполняется.

Детям, имеющим начальные навыки чтения, предлагают прочитать простые слова, состоящие из 3-х или 4-х букв. При этом слова подбирают высокочастотные и низкочастотные, квазислова. Тексты, предлагаемые детям для прочтения, различные по сложности.

В процессе диагностики внимание со стороны исследователя уделяется следующим параметрам:

  • правильность чтения;
  • количество и качество (характер) ошибок, допущенных учащимся;
  • правильность направления, выбранного во время чтения;
  • сложности зрительного слежения;
  • использование рук в процессе чтения (водит ли учащийся пальцами по строчкам);
  • правильность ударений в словах;
  • фонетическое произношение;
  • сформированность орфоэпического произношения (чтения) малочастотных и частотных слов;
  • качество и продуктивность чтения в целом;
  • скорость прочтения текста (букв, слогов, слов);
  • способы чтения (по слогам, по буквам и т.д.);
  • выразительность прочтения;
  • умение пересказать прочитанное;
  • доступность прочитанного текста для понимания окружающими.

Еще одной методикой диагностики дислексии детей, применяемой педагогами и психологами для выявления дислексии на ранних стадиях является диагностика А.Н. Корнева. Она включает в себя ряд специально разработанных текстов: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак-ребро-ладонь», «Повторение цифр». Методика предназначена для проведения диагностики среди учащихся 2-6 классов, с целью выявления уже имеющихся нарушений, а также с целью установления предрасположенности к ним.

Диагностика предназначена для выявления:

  • эффективности и успешности реализуемого педагогом образовательного процесса;
  • выявления причин отставания у детей в овладении навыками чтениями, с целью разработки индивидуальной коррекционной программы;
  • осуществление дифференциации нарушений чтений у учащихся.

Диагностика проводится в три этапа:

  1. Проведение стандартного исследования, направленного на установление уровня чтения. Цель: определить уровень сформированности навыка чтения, установление коэффициента чтения и его соответствие с интеллектуальным развитием учащегося.
  2. Определение уровня стойкости выявленного на первом этапе расстройства и составление его прогноза, с помощью АВМ–WIS тестирования. Цель: точное установление вида нарушения.
  3. Проведение теста оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ) и включение учащегося в коррекционную группу. Цель: определение исходной точки коррекционной работы.
Замечание 2

Методика А. Н. Корнева предусматривает индивидуальное диагностирование учащихся. Перед работой педагог должен установить с учащимся контакт и создать благоприятную и комфортную психологическую атмосферу.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot