Понятие дислексии
Дислексия – это частичные нарушения процесса чтения, которые проявляются в повторяющихся и стойких ошибках при чтении, обусловленных несформированностью высших психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе чтения.
При дислексии у учащихся оперативная единица чтения не выше одного знака, а скорость чтения даже к окончанию школьного обучения не превышает уровень второго класса. Ошибки, допускаемые учащимися с дислексией схожи с теми ошибками, которые дети допускают при обучении чтению в норме. Понимание прочитанного текста при дислексии страдает в разной степени. Это может быть и негрубое нарушение, а порой оно и вовсе может отсутствовать.
Наиболее распространенными группами ошибок при дислексии являются:
Неусвоение букв – проявляется в неточном соотношении звуков и букв, их замена и смешение во время чтения:
- смешение и замена близких фонетически звуков;
- замена схожих между собой по написанию букв;
- вариативные, недифференцированные замены букв.
Чтение слов по одной букве, как итог нарушение слияния звуков в слогах и словах:
- пропуск букв, чаще всего согласных;
- добавление лишних звуков или напротив их пропуск;
- перестановка или пропуски слогов.
Нарушение понимания прочитанного – может нарушаться понимание отдельного слова, предложения или даже всего текста.
Замена слов в предложении местами.
Аграмматизм – ошибки в согласованности слов между собой, распадежовка, неправильное прочтение окончаний.
Наличие ошибок во время чтения зависит от этапа овладения навыками чтения. Выделяют следующие этапы и соответственные им группы ошибок:
- Аналитический этап – отмечается замена звуков, искажение их слияния, а также нарушение звукосложения слов, при этом понимание прочитанного соответствует норме.
- Аналитико-синтетический и синтетический этапы – нарушение звукосложения и структуры слов, аграмматизмы, замена слов в тексте и нарушение понимания прочитанного.
Характеристика основных методик диагностики дислексии у детей
Методика диагностики дислексии у детей требует профессионального подхода к определению нарушений. Стандартные методики, по мнению мирового научного сообщества, не в состоянии выявить нарушения и причины их возникновения, и тем более оказать содействие в разработке индивидуальной коррекционной программы. Одной из наиболее популярных и наиболее точных методик является нейропсихологическая диагностика, разработанная О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной.
Данная методика способна комплексно оценить имеющиеся нарушения и трудности в овладении чтением. Осуществляется она в форме тестирования, что позволяет получить и количественные, и качественные характеристики испытуемых, понять психологические механизмы, которые лежат в основе выявленной дислексии.
Диагностика О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной состоит из различных приемов, которые используются в зависимости от возраста детей, их психологического развития и уровня овладения навыками чтениями. Чем старше учащийся, чем выше его уровень чтения, тем сложнее диагностические задания.
Детям, которые только осваивают чтение, в рамках диагностики предлагают прочитать отдельные буквы, найти среди перечня букв определенную букву. Обращают внимание не только на то, как дети читают буквы, контролируют правильность их прочтения, но не с какой скоростью это все выполняется.
Детям, имеющим начальные навыки чтения, предлагают прочитать простые слова, состоящие из 3-х или 4-х букв. При этом слова подбирают высокочастотные и низкочастотные, квазислова. Тексты, предлагаемые детям для прочтения, различные по сложности.
В процессе диагностики внимание со стороны исследователя уделяется следующим параметрам:
- правильность чтения;
- количество и качество (характер) ошибок, допущенных учащимся;
- правильность направления, выбранного во время чтения;
- сложности зрительного слежения;
- использование рук в процессе чтения (водит ли учащийся пальцами по строчкам);
- правильность ударений в словах;
- фонетическое произношение;
- сформированность орфоэпического произношения (чтения) малочастотных и частотных слов;
- качество и продуктивность чтения в целом;
- скорость прочтения текста (букв, слогов, слов);
- способы чтения (по слогам, по буквам и т.д.);
- выразительность прочтения;
- умение пересказать прочитанное;
- доступность прочитанного текста для понимания окружающими.
Еще одной методикой диагностики дислексии детей, применяемой педагогами и психологами для выявления дислексии на ранних стадиях является диагностика А.Н. Корнева. Она включает в себя ряд специально разработанных текстов: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак-ребро-ладонь», «Повторение цифр». Методика предназначена для проведения диагностики среди учащихся 2-6 классов, с целью выявления уже имеющихся нарушений, а также с целью установления предрасположенности к ним.
Диагностика предназначена для выявления:
- эффективности и успешности реализуемого педагогом образовательного процесса;
- выявления причин отставания у детей в овладении навыками чтениями, с целью разработки индивидуальной коррекционной программы;
- осуществление дифференциации нарушений чтений у учащихся.
Диагностика проводится в три этапа:
- Проведение стандартного исследования, направленного на установление уровня чтения. Цель: определить уровень сформированности навыка чтения, установление коэффициента чтения и его соответствие с интеллектуальным развитием учащегося.
- Определение уровня стойкости выявленного на первом этапе расстройства и составление его прогноза, с помощью АВМ–WIS тестирования. Цель: точное установление вида нарушения.
- Проведение теста оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ) и включение учащегося в коррекционную группу. Цель: определение исходной точки коррекционной работы.
Методика А. Н. Корнева предусматривает индивидуальное диагностирование учащихся. Перед работой педагог должен установить с учащимся контакт и создать благоприятную и комфортную психологическую атмосферу.