Понятие и сущность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Патриотизм – это политический и нравственный принцип, социальное чувство, в содержание которого входят любовь и привязанность к Родине, готовность при необходимости пожертвовать своими интересами ради нее, встать на ее защиту.
Базовый этап формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств представлен накоплением социального опыта проживания в своем Отечестве и принятие установленных в нем норм и правил взаимоотношений.
Патриотические чувства включают в себя следующие компоненты:
- Когнитивный компонент – это совокупность знаний и представлений о Родине. Данный компонент представляет собой основу содержания работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств.
- Эмоциональный компонент – это чувства, которые ребенок испытывает к своей Родине. Данный компонент является ведущим в общей деятельности дошкольника, и соответственно, играет определенную роль в патриотическом воспитании. Эмоциональные чувства ребенка характеризуются недостаточной устойчивостью и конкретностью.
- Поведенческий компонент – это определенные умения и навыки, которые необходимы ребенку для успешной социализации и продуктивной жизнедеятельности.
Немаловажное значение в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет ближайшее окружение ребенка. Зачастую бездуховность взрослых может привести к тому, что ребенок становится незащищенным внутренним эмоциональным барьером. В результате чего не сформируется должным образом привязанность к Малой Родине, родной земле, традициям и историям своего народа и т.д. Именно поэтому, в настоящее время основой воспитания детей дошкольного возраста является формирование и развитие у детей патриотических чувств.
Цель патриотического воспитания – это воспитание личности гражданина и патриота Родины, готового в случае необходимости встать на защиту интересов своей Отчизны и народа.
Задачи патриотического воспитания:
- Научить детей испытывать сострадание и проявлять внимательность по отношению к близким и родным людям.
- Прививать привязанность и любовь к Малой Родине, родным краям, своей семье.
- Проводить организованную и планомерную работу с семьями воспитанников, по вопросам воспитания патриотических чувств.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в детском саду и семье, основанной на взаимоуважении, любви и доброжелательности.
- Побуждение детей выполнять общественно значимые и полезные задания, на благо окружающих людей, родителей, детского сада, родной семьи и т.д.
Принципы и приоритеты методического сопровождения воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Основные принципы методического сопровождения воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ:
- Принцип индивидуального подхода – воспитание патриотических чувств должно быть основано с учетом особенностей ребенка (возраст, уровень развития, накопленный социальный опыт и т.д.).
- Принцип сотрудничество – ребенок должен ощущать поддержку воспитателя на протяжении всего воспитательного процесса.
- Принцип интегративности – воспитание патриотических чувств находится во взаимосвязи со всеми видами детской деятельности.
- Принцип последовательности и системности – получаемые ребенком новые знания должны опираться на усвоенные ранее.
- Принцип доступности – воспитание только тогда эффективно, когда используемые методы и средства понятны и доступны детям.
- Принцип компетентности педагога – воспитатель должен не просто знать, что такое «патриотические чувства», но и обладать ими, только в этом случае он сможет передать их детям.
Ведущими приоритетами методического сопровождения воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются:
- Окружение ребенка национальными предметами, которые будут способствовать воспитанию у ребенка понимания принадлежности к определенному народу или этносу.
- Использование в процессе воспитания всех видов народного фольклора (сказки, потешки, песенки, поговорки, пословицы и т.д.).
- Организация и проведение национальных праздников и традиций, в которых сконцентрировала культура народа, его история и ценности.
- Ознакомление детей с народным прикладным творчеством (живопись, декоративная роспись и т.п.).
- Использование природы родного края, как одного из важнейших факторов воспитания любви к природе и Малой Родине.
- Ознакомление с историей страны и народа, с учетом возрастных особенностей детей. То есть предоставляемая детям историческая информация должна быть доступна для понимания и усвоения.
Содержание методического сопровождения воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
В содержание методического сопровождения воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста включены такие компоненты как:
- Приобщение детей к культурному наследию своего народа, посредством ознакомления с традициями, праздниками, устным и музыкальным народным творчеством, народно-прикладным искусством, народными играми и т.д.
- Ознакомление со своей семьей, ее традициями и историей, с родственниками и родословной.
- Ознакомление с историей и традициями детского сада, родного города или села (герб, эмблема, выдающиеся жители, достопримечательности и т.д.).
- Проведение тематических наблюдений за сезонными изменениями в городе, организацией праздников и мероприятий, в зависимости от времени года.
- Организация различных видов детской деятельности, с уклоном на патриотическое воспитание (игровая, трудовая, продуктивная и т.д.). Например, коммуникативная деятельность закрепляет социальные чувства, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.