Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка к самому себе, окружающим людям и миру, посредством сформированной социальной и коммуникативной компетентности.
Значимость социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО
В настоящее время особенное внимание со стороны педагогов уделяется вопросам социально-личностного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Данное направление также является одним из приоритетных направлений проекта Государственного Стандарта ДО.
Актуализация внимания к вопросам успешной социализации детей дошкольного возраста обусловлено динамикой социально-экономических условий и социально-политических условий современной жизни общества и государства, отсутствием определенностей и стабильностей в обществе. Такое положение дел приводит к тому, что современные дети испытывают дефицит в общении и внимании со стороны взрослых. В результате у детей не формируются навыки необходимые для успешной социализации в обществе. Современные педагоги все чаще сталкиваются с тем, что у детей проявляются такие негативные личностные качества как эмоциональная глухота, грубость, враждебность и т.д. С целью исправления ситуации, в условиях ДОО организуется коррекционная работа по исправлению данных негативных проявлений.
Коррекционное сопровождение детей дошкольного возраста, направленное на глубокое исследование проблем, требует от педагогов разработки инновационных методик, программ и технологий, направленных на социально-личностное развитие дошкольников.
Однако необходимо отметить, что данная проблема не нова, она имеет достаточно глубокие корни, так как потребность качественного приобщения ребенка к обществу рассматривается и исследуется уже достаточно давно. Особенностью является то, что на каждом временном отрезке, эта проблема приобретает свой характерный исторический оттенок. Вне зависимости от исторической окраски, необходимость оказания ребенку дошкольного возраста качественной квалифицированной помощи в социально-личностном развитии остается одной из самых актуальных тем дошкольной педагогики.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств как умение адекватно ориентироваться в окружающем мире и социуме, осознавать ценность самого себя и своего «Я», уважать личности других людей, выражать свои чувства и эмоции в соответствии с установленными культурными традициями.
Требования к программе методического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста в ДОО
Методическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО осуществляется на основании специального разработанного проекта или программы
Требования, предъявляемые к программе методического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста в ДОО:
- Направленность на развитие позитивного отношения ребенка к себе, окружающим людям и миру, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников.
- Создание в ДОО условий, необходимых для формирования у воспитанников уверенности в своих возможностях и положительного самоощущения.
- Формирование у воспитанников осознания своих свобод и прав, чувства собственного достоинства, самостоятельности.
- Воспитание позитивного отношения к окружающим людям (другим детям, взрослым, педагогам и т.д.), основанном на терпимости и уважении человека вне зависимости от его социального положения, возраста, пола, расы, национальности и вероисповедания.
- Воспитание уважительного отношения к мнению других людей, их чувствам, взглядам и желаниям.
- Формирования умения работать в сотрудничестве с другими людьми (коллективе).
- Формирование и развитие у воспитанников чувства ответственности за других людей, данное слово, общее дело.
- Формирование коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности воспитанников, умения распознавать эмоциональные состояния и переживания окружающих, адекватно выражать собственные переживания.
- Формирование социальных навыков, таких как умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, умение договариваться и находить компромиссы.
Характеристика технологии методического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста в ДОО
Для того, чтобы методическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО было успешным, необходимо осуществление его поэтапной реализации. С этой целью разрабатывается технология методического сопровождения.
Основные этапы технологии методического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста в ДОО:
- Осуществление сбора информации о каждом воспитаннике (индивидуальные и личностные особенности).
- Перспективное планирование методического сопровождения социально-личностного развития детей.
- Осуществление систематической работы с воспитанниками, направленной на социально-личностное развитие.
- Выявление и своевременная коррекция проблем в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
Большое значение в успешном социально-личностном развитии детей дошкольного возраста имеет коллектив единомышленников, формирующийся из администрации детского сада, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у дошкольников представления о самом себе, о социальном мире и окружающих людях, о природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, вырабатывают активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования помогают в создании театрализованных постановок, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.