Содержание и средства нравственного развития дошкольников
Нравственное развитие – это освоение основ устройства мира и законов его функционирования, понимание сущности моральных ценностей, выработка положительного отношения к ним и осознания необходимости их принятия и формирования собственных принципов и ориентиров нравственного поведения, развитие стремления к непрерывному нравственному совершенствованию.
Нравственное воспитание подрастающего поколения реализуется по специальным программам, нацеленным на ознакомление дошкольников с устройством окружающего мира, его разными аспектами и формированием на этой основе нравственных ориентиров деятельности, совершаемых поступков.
Содержание программы дошкольного обучения включает в себя ряд направлений нравственного развития детей. К ним относятся:
- Формирование представлений о социальном окружении ребенка. Дошкольник должен понимать, как устроен мир вокруг него: знания о семье и детском саду, родных и друзьях, месте проживания и т.д.
- Формирование знаний о труде и его значимости в жизнедеятельности людей. Ребенок должен получить представления о различных видах труда, усвоить, что без труда невозможна нормальная жизнь, достижение каких-то целей, о необходимости уважать, все созданное в процессе труда, другими поколениями.
- Формирование представлений об устройстве природы и ее обитателях. Дошкольнику необходимо объяснять важность защиты окружающей среды и воспитывать у них любовь и уважение к ее процессам и обитателям.
- Формирование представлений о собственном «Я». В дошкольном возрасте необходимо заложить осознанное восприятие своей личности, сформировать адекватную самооценку, критическое восприятие своих действий и поступков.
- Формирование устойчивых знаний о нормах и принципах социального поведения и социального взаимодействия. Необходимо сформировать адекватное понимание моральных норм социальной среды, необходимости следования им и совершения нравственных поступков.
Усвоение основных направлений программы нравственного развития дошкольника предполагает применение комплекса методов и средств воспитательного воздействия. Наиболее оптимальными из них являются:
- Организация наблюдений за окружающим миром, его событиями и процессами. Наглядное восприятие – лучший метод воспитания. Ребенок должен видеть события, происходящие в природе и социуме, состояние различных природных объектов, наблюдать поступки людей и их последствия. Когда дети видят конкретные факты, у них вырабатываются представления о мире. Обобщение этих представлений приводит к формированию нравственных понятий и ориентиров деятельности.
- Чтение художественной литературы. Книги обладают огромным нравственным потенциалом. Из книг происходит познание поступков и их нравственной оценки. Дети, знакомятся с произведениями, которые отвечают принципу доступности восприятия в конкретном возрасте, и рассматривают ситуации, отражающие события из реальной жизни, поступки героев, их последствия. Произведения обсуждаются и анализируются. Так, ребенок постигает сущность нравственных поступков и нравственных отношений. При использовании данного метода, важно не только описывать отрицательный или положительный поступок, но и оценивать его, комментировать его влияние на других людей, природу и социум.
- Использование юмора. Он может быть включен в литературное произведение, собственное повествование воспитателя и реализован в иных формах. Моральный смысл действий героев рассказа преподносится в шуточной форме, в виде мягкого порицания. Это активизирует чувственное восприятие ребенком произведения. Дети оценивают поступки и их значимость, доказывая свою правоту моральными нормами.
- Игровая деятельность. Она основывается на имитации реальных жизненных ситуаций, поступков в игровой процесс.
Программно-методическое сопровождение нравственного развития дошкольников
Нравственное воспитание и развитие – основа воспитательного процесса дошкольной образовательной организации.
Нравственное воспитание подрастающего поколения реализуется по программам дошкольного образования, утвержденным Правительством РФ и Минобрнауки РФ на конкретный временной период.
Целевым назначением нравственного развития подрастающего поколения является приобщение ребенка к моральным нормам социального поведения, православной культуре и традициям своего народа.
Программно-методическое обеспечение нравственного развития дошкольников включает в себя следующие направления учебно-воспитательной деятельности в ДОУ:
- Духовное просвещение. Оно предполагает проведение с детьми бесед, устных рассказов о духовном развитии личности, его значимости и важности, основных аспектах.
- Воспитательно-образовательное направление. Оно связано со знакомством детей с православными канонами, моральными нормами поведения. Данное направление реализуется в ходе игровой деятельности: подвижных, сюжетно-ролевых игр. Кроме того, основы нравственного поведения можно демонстрировать детям на прогулки, при посещении общественных мест: учреждений культуры и искусства, медицинских учреждений и т.д.
- Культурно-познавательное развитие. Оно связано с посещением культурно-массовых мероприятий, чтением художественной литературы, посещением учреждений культуры, знакомство с произведениями искусства, просмотром фильмов, знакомством с интересными людьми, посещением концертов, самостоятельной организацией праздников, выставок детских работ.
- Нравственно-трудовое воспитание. Оно связано с формированием у дошкольников навыков самообслуживания, приобщения к посильному труду, организации продуктивной и творческой деятельности.
Результатом освоения дошкольниками образовательной программы по нравственному развитию должно стать формирование у них позитивного восприятия окружающей действительности, усвоение основ добродетели, формирование открытости к добру и стремления к нему, формирование патриотических свойств личности, выработка навыков построения положительного социального взаимодействия, формирование трудолюбия, любви к искусству, чувства прекрасного, умения проявлять сострадание и милосердие, стремиться действовать на благо общества.
Рисунок 1. Приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ