Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод убеждения

Метод убеждения и его место в педагогике

Определение 1

Метод убеждения – это ведущая воспитательная методика, ориентированная на оказание целесообразного и продуктивного влияния на рациональную область сознательной деятельности учащихся.

Применение метода убеждения направлено на развитие убеждений, идей, взглядов, мировоззрения, выработку гражданской позиции, принятие культурных и социальных ценностей. Методика применяется при необходимости проведения преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества, его переходи на новую стадию развития.

Замечание 1

Метод убеждения нацелен на создание в умах учащихся системы убеждений и взглядов, оценок и установок, либо их совершенствование или преобразование, отвечающих требованиям общества и текущего этапа его развития.

Убеждение взывает к логическому мышлению, интеллекту, жизненному опыту и чувственной стороне воспитанника. Таким образом происходит добровольное и осознанное принятие идей и взглядов, которые передаются им педагогом. Таким образом, происходит превращение идей в мотивы поведения. В этой связи, применение метода убеждения является актуальным и востребованным в психологии и педагогике.

Применение метода убеждения должно осуществляться таким образом, чтобы доносить до сознания воспитанников истинность и верность усвоенной в ходе обучения информации, находящей подтверждение ее рациональности в их умах. Кроме того, они должны быть способны защищать свои убеждения, целенаправленно применять их в жизни и не бояться противопоставлять их иным общественным убеждениям.

Для формирования истинности убеждения в сознании учащихся, правильности и целесообразности того или иного научного положения требуется построение грамотной цепочки, включающей логические аргументы и положения, доказывающие их верность. Что касается воспитания любви к прекрасному, Родине, почитание искусства и принятия культурных ценностей, то убеждение их истинности не требует включения логики. Оно основывается на чувственной и эмоциональной стороне развития личности. Тогда убеждение является внушением. Существуют и иные случаи, требующие применения и логики и чувств для подтверждения убеждений.

«Метод убеждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Практическое применение метода убеждения в педагогической работе осуществляется на основе:

Знакомства с практическим опытом деятельности предшествующих поколений, иных людей;

  • Демонстрации личного примера педагогом;
  • Проведение совместной работы, деятельности.

Процесс убеждения является по своей сути искусством. Оно развилось еще в древние времена и основывалось на правилах, установленных великими философами: Гомером, Сократом, Паскалем. Эти правила в той или иной степени находят применение в педагогике и по сей день, не теряя своей актуальности.

Метод убеждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Метод убеждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение метода убеждения в различных формах

Организация практического применения метода убеждения проходит в нескольких основных формах:

  1. Информационная форма. Это фундаментальный прием деятельности, ориентированной на убеждение. Он происходит путем простейшего преподнесения учащимся различных знаний, сведений, данных, которые помогают мотивировать их познавательную активность и развить заинтересованность в дальнейшем познании. Приемами организации данной формы являются: рассказы, беседы, проведение лекционных занятий и инструктажа, наглядное демонстрирование, организация интересных коммуникационных встреч и связей. Применение этой формы не представляет собой особых сложностей в организации. По желанию педагога осуществляется определение содержания, объема и способа преподнесения информации. Им учитываются возрастные особенности развития учащихся и их индивидуальная специфика. При этом, стоит обращать внимание на рациональное и грамотное преподнесение информации. Она должна характеризоваться логичностью, простотой и ненавязчивостью, доступностью восприятия.
  2. Поисковая форма. Основывается на постановке проблемы, решение которой необходимо для изучения и усвоения учебной программы самостоятельным путем. Это позволяет активизировать и развить навыки самостоятельности, создает предпосылки для саморазвития и самоутверждения личности.
  3. Дискуссионная форма. Основывается на организации обсуждения и совместного разрешения проблем и спорных вопросов. Такая форма стимулирует познавательную заинтересованность и формирует основы рефлексивного мышления. В процессе дискуссии происходит построение спора и столкновение точек зрения. Она характеризуется равноправием высказывания взглядов и идей. По результатам прохождения дискуссии происходит приход к единому соглашению, формируя лучшее понимание деятельности и развитие взглядов иного направления на решение проблемного момента. Дискуссия нацелена на поиск истины, посредством целенаправленного и упорядоченного обмена идеями и взглядами, как учащихся, так и педагогов. Дискуссия имеет важное воспитательное значение, поскольку она обеспечивает общение между учащимися, развивая их мыслительную деятельность, навыки принятия чужих идей и взглядов, открытие новых способов решения проблем. Дискуссию педагог организует тщательным образом. Он может провести ее в форме обсуждения за круглым столом, дебатов, проведения поэтапного мозгового штурма, организации форума или симпозиума, а также моделирования различных процессов, например, судебного разбирательства.
  4. Форма взаимного просвещения. Развитие стремления, желания и потребности у учащихся осуществлять передачу своих убеждений, уметь пропагандировать их, обосновывать и доказывать их истинность. В этом случае, педагог берет на себя обязанности оказания поддержки и консультирования учащихся, учащийся принимает обязанности воспитательного влияния на своих сверстников. В итоге, коллектив учащихся становится субъектом воспитательной деятельности. взаимное просвещение организуется посредством применения таких приемов, как: написание докладов, подготовка сообщений, политинформация, написание стенгазет и создание стендов различных тематик.
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot