Использование метапредметных технологий в качестве средства развития творческого образовательного компонента
Метапредметные технологиями являются приемами педагогической работы с мышлением, коммуникацией, действием, осознанием и самоанализом учащихся.
Такие технологии разрабатываются с целью построения иного типа сознания и обучающегося, а также педагога, которые не тормозятся на информационных данных конкретной учебной дисциплины, а применяет теоретические и практические основы и концепции различных предметов. Построение таких технологий и их практическое воплощение возможно благодаря их надпредметному характеру, основанием которого является непосредственная учебная деятельность педагога и учащегося.
Итоговой целью такого направления обучения является развитие универсальных учебных действий, выражающихся в конкретном уровне развития основных навыков обучающихся:
- Мыслительного процесса.
- Интеллектуальных способностей.
- Построения коммуникативных связей.
- Понимания и осознания значимости учебного процесса.
- Способности к действию и самостоятельный выбор действий.
- Формирование навыков к самопознанию и к самоанализу.
Метапредмет является тем, что следует за учебной дисциплиной или их совокупностью. Метапредмет лежит в основе учебных дисциплин и имеет с ними корневую взаимосвязь. Метапредметность связана с предметностью и не может существовать сама по себе. Она позволяет сформировать в сознании учащихся целостное представление о мировом устройстве.
Метапредметные технологии являются приемом развития теоретического мышления и универсальных приемов педагогической деятельности.
Интерактивная метапредметная технология
Интерактивное обучение представляет собой организацию учебного-процесса, базирующуюся на конкретном опыте. Это может быть переживание определенного опыта в игре, упражнении, занятии, исследовании какого-то процесса или явления, последующее осознание и принятие полученного опыта, его оценка и практическое использование.
Применение в образовательном процессе интерактивных технологий ориентировано на повышение его качества, за счет лучшего и более оптимального усвоения учебных программ и формирования умений к взаимодействию с другими людьми.
Обучение интерактивного характера имеет важные достоинства. Оно позволяет организовать коллективную работу учащихся, посредством их взаимодействия, сотрудничества, эмоциональной включенности в учебно-воспитательную деятельность и активного участия каждого ученика. Технология ориентирована на превращение учащегося из пассивного объекта образовательной деятельности в ее активного участника, субъекта. Технология открывает возможности для самостоятельного принятия решений учащимися, несение ответственности за них и способности к преодолению различного рода учебных трудностей и проблем. Учащиеся учатся открыто и свободно выражать свои взгляды, идеи и жизненную позицию, что способствует их самоутверждению и развитию сильных сторон характера.
Технология знающего незнания
Данная технология основывается на обучении учащихся находить и исследовать в тех процессах и явлениях, которые уже изучены, области незнаемого. Это позволяет развить интеллектуальные навыки, познавательные способности, воображение, аналитические навыки и способности к самооценке и самокритике.
Согласно организации данной технологии, урок проходит в несколько стадий:
- Формирование у учащихся навыков и способностей к выявлению различий.
- Формирование у учащихся навыков к идеированию и осуществление работы с идеализацией.
- Обучение разработке понятийного учебного аппарата.
- Формирование знаний и понимания об основах возникновения теорий и систем педагогики, развитие способности к их систематизации.
Интегративная метапредметная технология
Технология представляет собой процесс построения связей между структурными элементами содержания учебных программ, нацеленное на формирование целостной картины мироустройства и развитие способностей к сампопознанию и саморазвитию личности учащегося.
Технология строится на основе построения системы интегрированных наук, включающих дисциплины гуманитарной направленности. В процессе построения технологии происходит развитие метапредметных навыков и умений, связанных с аналитикой, освоением информационных данных, коммуникативных и речевых навыков.
Разработки интегрированных уроков способствует развитию познавательной заинтересованности учащихся, развивают активность познания окружающего мира. Постепенно учащиеся осваивают навыки выбора информационных источников, планирования построения учебной работы, выбора материала по тематике предмета, способности к подбору цитат, построение схем, графиков, таблиц, формирование правильной интонации, построения речевого темпа.
Интегративные технологии развивают творческую активность учащихся.
Итоги применения метапредметных образовательных технологий
В результате введения в учебный процесс метапредметных технологий планируется достижение следующих итогов:
- Формирование у учащихся навыков постановки учебных целей и задач, а также развития стремлений к познанию;
- Развитие способностей самостоятельного составления планов достижения поставленных целей и задач, ориентируясь на максимально продуктивные методы и способы их разрешения;
- Формирование способностей к оптимальному соотношению своих действий с планируемыми итогами учебного процесса;
- Развитие навыков оценочной деятельности своих способностей, эффективности использованных методов и приемов, применяемых для достижения определенных образовательных целей;
- Освоение навыков самоконтроля, самопроверки, самооценки;
- Развитие способностей к определению понятий, созданию обобщений, выбору аналогий, установления причинно-следственных связей и выбора показателей оценочной деятельности;
- Развитие навыков организации коллективного сотрудничества и творчества, обучение как самостоятельной работе, так и работе в команде;
- Формирование навыков применения информационных технологий в учебном процессе;
- Развитие экологического мышления и способности его использовать в познавательной, социальной, профессиональной, коммуникативной деятельности.