Педагогические возможности игры
Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, отражающий отношение личности к окружающему миру, его живым и неживым объектам.
Именно в процессе игры ребенок реализует себя. Он не просто принимает правила игры и следует им в процессе игрового действия, а он живет в игре своей настоящей жизнью, реализуя свои знания и умения, развивая свою самостоятельность.
Игра способствует формированию детской личности, обеспечивает развитие ребенка и прохождение его социализации.
Игровая деятельность носит свободный характер. Она приобщает ребенка к выполнению тех действий и совершению поступков, которые обусловлены инициативой ребенка. В игре принимает участие ребенок со всеми его личностными свойствами и характеристиками:
- Чувства ребенка;
- Его эмоциональный настрой;
- Процессы познания;
- Стремления;
- Потребности;
- Желания и интересы;
- Воля;
- Таланты;
- Способности и возможности.
В основе игры заложен мотив, состоящий не в результате игрового действия, а в ее непосредственном прохождении т.е. ребенок выполняет игровые действия, которые ему нравятся, доставляют ему удовольствие, насыщают его жизнь положительными эмоциями.
В игре ребенок может выйти за рамки существующего мира, и построить свой мир, который поможет его самореализации и самовыражению.
Целевым назначением игры является демонстрация ребенку того, как устроен этот мир, и создание условий для осознания им своего в нем места, своей причастности к тем процессам и объектам, в которых задействованы взрослые.
Содержание игры представлено деятельностью, которая ориентирована на достижение целевого назначения игры, развивает интерес ребенка к игре, заставляет его участвовать в ней и развивать дальнейший игровой процесс. Действия игры могут носить разную направленность, но характер игры остается неизменным – яркий всплеск положительных эмоций с получением удовольствия.
В процессе игры происходит активизация фантазии ребенка. Она способствует развитию воображения и активизации мыслительных процессов, в частности, образного мышления. Это возможно за счет того, что в ходе игры происходит формирование ее сюжета, отражающего окружающую действительность в приукрашенном виде. Ребенок придумывает объекты или ситуации, которые на самом деле не происходят в реальности, и воплощает их по отношению к настоящим объектам и местам окружающего мира.
В игре развивается логика ребенка. Он выполняет игровые действия в определенной последовательности и, в зависимости от конкретных обстоятельств, действие игры приобретает определенную направленность.
Поскольку игра реализуется по определенным правилам, то это способствует развитию дисциплины у детей. Они учатся управлять своими поступками, контролировать свои желания, учитывать интересы других участников игры, выполнять действия вовремя.
Педагогический процесс дошкольного учреждения использует игру в качестве ведущего педагогического средства, ориентированного на обучение, воспитание и развитие ребенка. Практически все виды деятельности детей проходят в игровой форме. В процесс обучения дошкольников применяются дидактические игры. Они насыщают процесс обучения, придают ему яркий эмоциональный окрас.
Рисунок 1. Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функции игры в педагогическом процессе ДОУ
Поскольку, игра способствует развитию ребенка и выступает сложным процессом, ориентированным на достижение общественно значимых целей, то ее функциональная роль в дошкольном обучении и воспитании огромна.
Игра выполняет следующие функции:
- Обучающая функция. Посредством игры, у детей развивается речь, память, ощущение и восприятие, активизируются мыслительные процессы;
- Развлекательная функция. Игра позволяет детям расслабиться и не чувствовать напряжения в ходе обучения и иной деятельности. она несет положительные эмоции, увлекает ребенка, тем самым, развивая его познавательную заинтересованность;
- Коммуникативная функция. Именно в игровой деятельности происходит установление контактов между детьми, между ребенком и взрослым. Игра учит формированию социальных связей, построению общения и взаимодействия между людьми;
- Психотехническая функция. Игра выступает в качестве этапа подготовки ребенка к осуществлению иной деятельности, помогая перестроить психические процессы и подготовить их к более интенсивной деятельности;
- Функция самореализации. Игра помогает ребенку раскрыть себя, свои природные задатки, самовыразиться;
- Компенсаторная функция. Игра создает среду, позволяющую легко удовлетворить потребности и интересы ребенка, его желания, которые в реальности могут быть не выполнимы или очень трудно выполнимыми.
Условия эффективной организации игровой деятельности дошкольников
Существует большое количество приемов и методов руководства игрой детей. при этом, нельзя ограничиваться только методами косвенного или прямого педагогического воздействия. Эффективность игровой деятельности определяется еще и созданием условий, соответствующих достижению положительного результата по итогам игрового процесса.
К основным условиям эффективности игровой деятельности в дошкольной организации относятся следующие:
- Создание положительного эмоционального настроя и микроклимата в детском коллективе;
- Установление дружеских взаимоотношений с воспитанниками, достижение их доверия и положительного восприятия педагога;
- Акцентирование внимания на плюсах ребенка, его достоинствах, а не недостатках;
- Индивидуальный подход. Игровая деятельность, как и любая иная деятельность в детском саду, должна ориентироваться на учет личностных характеристик, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Хвалить и поощрять детей за их успехи и избегать критики при неудачах;
- Оказывать помощь и поддержку в начинаниях, помогать в борьбе с трудностями, стимулировать к выполнению сложных задач.