Математическое развитие – это качественные изменения в познавательной сфере и деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений.
Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте
В понятие «пространственной ориентировки» детей входят осуществление оценки окружающих предметов по:
- величине;
- форме;
- взаимному расположению относительно других объектов и непосредственно субъекта.
Именно поэтому развитие пространственной ориентировки детей связано с изучением следующих разделов математики: «Геометрические фигуры» и «Величина».
Ориентировка в пространстве имеет под собой чувственную основу и жизненный опыт ребенка. Так, ориентируясь в пространстве, ребенок использует чувственную систему отсчета, относительно сторон своего тела. То есть, он соотносит все окружающие его предметы относительно собственных частей тела, например, голова – это верх, ноги – это низ, руки – это стороны.
Таким образом, ребенок не просто осваивает ориентировку в пространстве, а выстраивает собственную «схему», относительно своего тела. Позднее к этой «схеме» ребенок добавляет систему отсчета.
С возрастом, объем образовательного раздела «Ориентировка в пространстве» расширяется и углубляется. Что обеспечивает постепенность и доступность развития ориентировки в пространстве в различных видах образовательной деятельности.
Особенно актуально развитие ориентировки в пространстве, в рамках организованного математического развития детей.
В каждой возрастной группе, перед математическим развитием детей, направленным на ориентировку в пространстве, стоят свои задачи:
- Вторая младшая группа – формирование навыков ориентировки в пространстве относительно собственного тела, обучение детей умению различать пространственные направления (левая и правая руки)
- Средняя группа – формирование умения двигаться в заданном направлении, называть словами месторасположения предметов относительного себя. Кроме того, начинают формировать такие пространственные понятия, как «далеко» и «близко».
- Старшая группа – совершенствование умения ориентироваться в окружающем ребенка пространстве, а также умения двигаться в соответствии с устными и письменными указаниями.
- Подготовительная группа – ориентирование на ограниченной поверхности, умение понимать и двигаться в соответствии с указателями, располагать предметы в пространстве в соответствии с инструкциями, пользоваться пространственными обозначениями в своей речи
Виды математических игр, формирующих ориентировку в пространстве
С целью формирования умений по ориентировке в пространстве, в рамках математического развития, в группе ДОУ необходимо создать интерактивную предметно-развивающую среду. Данная среда позволит воспитателю вовлечь воспитанников в самостоятельную математическую деятельность, создать оптимальные условия для изучения различных математических фактов, необходимых для получения навыков ориентирования в пространстве.
Особое значение в предметно-развивающей среде отводится математическим дидактическим играм и пособиям, которые учат детей размышлять. Необходимо образовательное воздействие не детей, окажут только те материалы и пособия, которые имеют четко выраженный развиваемый признак (форма, величина, пространственное расположение). Помимо этого, материалы, пособия и дидактические игры должны соответствовать возрасту детей, быть интересным и привлекательным для них.
Особенности организации математического развития детей, направленного на формирование навыков ориентирования в пространстве, в зависимости от возрастной группы.
Вторая младшая группа – основная форма занятий – игра. Воспитатель должен учитывать, что дети младшего школьного возраста ориентируются в пространстве посредством использования собственной чувственной системы подсчета, то есть относительно расположения своего тела.
Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста на ориентировку в пространстве осуществляется в рамках дидактических игр, и посредством собственного жизненного опыта. Задача воспитателя при организации занятий с детьми правильно их размещать. Для того, чтобы не дезориентировать детей в пространстве, их нельзя сажать или ставить друг напротив друга, так как это нарушает однородность восприятия пространства у ребенка.
Средняя группа – в связи с усложнением задач по ориентировке в пространстве, воспитатель добавляет в математическое развитие детей разнообразные игровые приемы и игры, в которых ребенок должен выполнить различные пространственные задания. Кроме того, воспитатель постепенно вводит разнообразные упражнения на развитие ориентировки в пространстве, например, расположение и разыскивание игрушек можно проводить не только в группе, но и на участке ДОУ.
Старшая группа – на основании того, что у детей старшего дошкольного возраста происходит расширение и укрепление пространственных представлений, математическое развитие осуществляется во всех видах детской деятельности. Для этого используются разнообразные дидактические игры (с лабиринтами, использованием понятия времени, направлении и т.д.), простейшие схемы движения, по которым дети должны отыскать предметы или выполнить задания.
Подготовительная группа – математическое развитие на ориентировку в пространстве, направлено на закрепление у детей умения ориентироваться в пространстве, путем использования схем, маршрутов, планов, условных обозначений и т.д.
Одной из особенностей развития ориентировки в пространстве является обучение детей правильному поведению на проезжей части. С этой целью проводятся специальные игры и мероприятия.
Большое значение в подготовительной группе занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (лист бумаги, страница тетради и т.д.). Помимо этого, у детей подготовительной к школе группе важно проводить занятия по формированию тонкой пространственной дифференцировке, которая включает в себя:
- умения находить верх и низ у листа бумаги, его верхние и нижние углы;
- аккуратно, соблюдая установленный интервал размещать предметы в определенном направлении.
С этой целью помимо дидактических игр, математических упражнений и заданий, проводят зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражняют в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений.